Информация > Правовые новости строительной сферы 06.08-10.08.2018 г.


I. Строительство

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подписан закон, направленный на комплексное совершенствование законодательства в области градостроительной деятельности.

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и другие федеральные законы, которыми в числе прочего:

- корректируется понятийный аппарат Градостроительного кодекса РФ;

- предусматривается ряд нововведений в части подготовки проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы;

- уточняются и дополняются положения Градостроительного кодекса РФ об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, органам власти предоставляется право на безвозмездное использование такой проектной документации;

- уточняется предмет и порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации, в том числе проводимой в отношении объектов, строительство которых осуществляется с использованием бюджетных средств;

- органы государственной власти РФ в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям;

- расширяется состав сведений и материалов, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, уточняется порядок их создания и эксплуатации, доступа к сведениям, содержащимся в ГИСОГД;

- предусматриваются особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства;

в Земельном кодексе РФ закрепляются цели, виды и общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусматриваются положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Переходными положениями федерального закона устанавливается требование до 1 января 2022 года для лиц, в интересах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, а при их отсутствии — органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по установлению указанных зон, обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах соответствующих зон.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Уточнен ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками

Согласно Федеральному закону не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет. В случае отсутствия сведений о таком лице, снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается судом.

Вместе с тем приводится перечень случаев, когда решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие принимается органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории):

- если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

- если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;

- если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Предусматривается также перечень случаев, в которых решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями принято быть не может.

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

Установлен специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком)

Такой сервитут будет устанавливаться на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка.

Земельный кодекс РФ дополняется новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях», в которой, помимо прочего, определяется: перечень органов, уполномоченных принимать решения об установлении публичного сервитута; условия его установления; требования к ходатайству об установлении публичного сервитута; способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута; порядок принятия решения об установлении публичного сервитута; основания для отказа в установлении публичного сервитута; срок публичного сервитута; плата за публичный сервитут; требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута; последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом и права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения, в том числе, в Федеральные законы «О газоснабжении в Российской Федерации», «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Жилищный кодекс РФ.

Одновременно закрепляется, что публичный сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на указанных земельных участках. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года.

  • Приказ Минэкономразвития России от 12.03.2018 N 118 «Об утверждении порядка направления органом регистрации прав уведомления о погашении регистрационной записи об ипотеке, уведомления залогодержателя и залогодателя, а если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству о депозитарии, осуществляющем хранение электронной закладной, и о дате внесения записи по счету депо залогодержателя, первоначально указанного в электронной закладной, уведомления об отказе в выдаче электронной закладной, соглашения об изменении условий электронной закладной»

Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2018 N 51767.

Установлен порядок направления органом регистрации прав уведомления о погашении регистрационной записи об ипотеке и некоторых других документов

Речь идет, в том числе, об уведомлениях:

- залогодержателя и залогодателя, а если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству о депозитарии, осуществляющем хранение электронной закладной, и о дате внесения депозитарием записи по счету депо залогодержателя, первоначально указанного в электронной закладной;

- об отказе в выдаче электронной закладной;

- об отказе в выдаче соглашения об изменении условий электронной закладной.

В частности, уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке направляется в случае, если права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству или по договору об ипотеке удостоверены электронной закладной, и должно содержать номер электронной закладной, дату погашения регистрационной записи об ипотеке и кадастровый номер объекта недвижимости.

Уведомление залогодержателя и залогодателя направляется в случае выдачи электронной закладной и должно содержать номер электронной закладной, наименование депозитария, осуществляющего хранение электронной закладной, адрес его электронной почты, а также дату внесения записи по счету депо залогодержателя, первоначально указанного в электронной закладной.

При направлении уведомлений в форме электронных документов они заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав.

  • «Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружений, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за период с апреля по июнь 2018 года)»

Росреестром обобщены наиболее распространенные причины невозможности совершения регистрационных действий в отношении сооружений, расположенных в пределах более чем одного кадастрового округа

Отмечается, в частности, что самыми распространенными нарушениями, влекущими невозможность совершения указанных регистрационных действий, являются следующие:

- в XML-файлах формата GKULOKS указывается кадастровый квартал «00:00:0000000», либо кадастровые номера кадастровых кварталов и земельных участков, сведения о которых отсутствуют в кадастровом округе «Общероссийский» в то время как поле (Кадастровый номер линейного сооружения) должен быть заполнен по установленному шаблону: строго нули, разделенные двоеточиями 0:0:0:;

- электронные образы документов, приложенных к техническим планам, выполнены не в цвете, либо не читаемы;

- формат представленных документов не соответствует формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.

- в техническом плане отсутствуют сведения о выписках из ЕГРН на земельные участки, в пределах которых расположено Сооружение;

- в техническом плане отсутствуют сведения обо всех земельных участках, на которых расположен объект недвижимости;

- технические планы (XML-схема формата GKULPART) подготавливаются без запроса актуальных сведений ЕГРН и, как следствие, в технических планах могут быть указаны «Архивные» кадастровые номера земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства;

- в техническом плане указываются кадастровые номера земельных участков, по которым сооружение не проходит.

- отсутствует общая схема расположения сооружения на земельном участке, либо она составляется с нарушением пунктов 56, 57 Требований.

- не соблюдаются специальные условные знаки при подготовке графической части технического плана (схема расположения сооружения на земельном участке, чертеж); графическая часть технического плана не отображает границ земельных участков, в пределах которых расположено сооружение.

- в состав Приложения к техническому плану не включаются копии документов, содержащих сведения, внесенные в технический план.

- при учете изменений сведений об объекте недвижимости заполняются строки, не подлежащие заполнению.

В Обзоре приведены ссылки на нормативные акты, которыми установлены соответствующие требования, и рекомендации по порядку заполнения заявлений о регистрации сооружений, расположенных в пределах более чем одного кадастрового округа, наиболее полно отвечающие указанным требованиям.

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно

По мнению законодателя, указанные изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ, позволят упростить порядок государственной регистрации сетей газораспределения, что актуально при строительстве сетей газораспределения в рамках исполнения обязательств по договорам подключения (технологического присоединения), так как это снизит сроки осуществления мероприятий и их стоимость.

  • Приказ Росстата от 27.07.2018 N 462 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

Росстатом утверждены обновленные формы федерального статистического наблюдения, по которым подаются сведения о строительстве, инвестициях в нефинансовые активы и жилищно-коммунальном хозяйстве

Приказом утверждаются статистические формы:

- годовые с отчета за 2018 год:

N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности»;

N 1-КХ «Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов»;

N 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией»;

N 4-жилфонд «Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений»;

N 1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде»;

N 1-ПУ (ЖКХ) «Сведения о приборах учета потребления коммунальных услуг в жилищном фонде»;

N 1-водопровод «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)»;

N 12-строительство «Сведения о наличии основных строительных машин»;

- месячная с отчета за январь 2019 года, годовая с отчета за 2019 год:

N ИЖС «Сведения о построенных населением жилых домах»;

- квартальные с отчета за январь — март 2019 года:

N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы»;

N 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы»;

N 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы».

Данные по утвержденным формам федерального статистического наблюдения предоставляются по адресам и в сроки, установленные в самих формах.

Утратившим силу признаются:

- приложение N 2 «Форма федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», приложение N 3 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-КХ «Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов», приложение N 5 «Форма федерального статистического наблюдения N 4-жилфонд «Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений», приложение N 6 «Форма федерального статистического наблюдения N 12-строительство «Сведения о наличии основных строительных машин», приложение N 7 «Форма федерального статистического наблюдения N ИЖС «Сведения о построенных населением жилых домах», приложение N 10 «Форма федерального статистического наблюдения N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», утвержденные приказом Росстата от 30.08.2017 N 562;

- приложение N 3 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией“, приложение N 5 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-водопровод «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)»; приложение N 7 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ПУ (ЖКХ) «Сведения о приборах учета потребления коммунальных услуг в жилищном фонде»; приложение N 10 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде», утвержденные приказом Росстата от 15.08.2016 N 427;

- приложение N 17 «Форма федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденное приказом Росстата от 15.08.2016 N 427.

  • Постановление Правительства РФ от 01.08.2018 N 897 «Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика»

Определены перечни документов, необходимых для проведения различных операций по расчетному счету застройщика

В Постановлении приводится в общей сложности 18 перечней документов, необходимых при совершении различных операций, в том числе:

- при осуществлении платежей, связанных со строительством (созданием) одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства;

- при осуществлении платежей в целях приобретения земельного участка (участков), на котором осуществляется строительство (создание) объекта (объектов), в собственность, уплаты арендной платы (в том числе при субаренде) за такой земельный участок (участки);

- при внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (только в субъектах РФ, в которых законодательством РФ предусмотрено внесение указанной платы), платы за снятие установленного в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке (участках), на котором осуществляется строительство (создание) объекта (объектов).

Кроме того, устанавливается, что в целях осуществления уполномоченным банком контроля за соответствием размера указанных в распоряжении платежей застройщика, который раскрывает консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО, требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик одновременно с раскрытием такой информации представляет в уполномоченный банк уведомление с указанием электронного адреса места раскрытия такой отчетности в сети «Интернет» либо уведомление о раскрытии отчетности в единой информационной системе жилищного строительства, если иное не предусмотрено договором банковского счета, заключенном между застройщиком и уполномоченным банком.

 

II. Государственные контракты

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Заказчик не вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные законом о контрактной системе критерии оценки заявок, окончательных предложений при проведении запроса предложений в сфере госзакупок

Такими критериями являются, в том числе, цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.

Установлено, что заказчик теперь не вправе определять по своему усмотрению не предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также обязан применять величины значимости критериев.


Дата публикации: 11.08.2018 10:35