Информация > Правовые новости строительной сферы за 22-28.04.2019 г.


Разъяснены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на объект ИЖС, ранее поставленный на кадастровый учет

Сообщается, что в случае если сведения о земельном участке и об объекте индивидуального жилищного строительства (если речь идет об объекте ИЖС на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, ведения ЛПХ) уже содержатся в кадастре недвижимости ЕГРН (как о ранее учтенных объектах недвижимости), а лицо является правообладателем объекта ИЖС и земельного участка или только земельного участка в отсутствие зарегистрированного в ЕГРН права (имеется правоустанавливающий документ на земельный участок), то для государственной регистрации права на такой объект необходимо представить правоустанавливающий документ на земельный участок.

При этом если такой документ на земельный участок не подтверждает, что объект ИЖС не является самовольной постройкой, необходимо представить один из следующих документов:

документ о предоставлении, приобретении земельного участка с видом разрешенного использования, позволяющим осуществлять застройку;

договор о предоставлении земельного участка под застройку, о праве на застройку и т.п., заключенного с уполномоченным органом государственной власти и в порядке, действовавшем в период строительства такого объекта.

В случае безвозвратной утраты указанных документов, а также если индивидуальный жилой дом не является ранее учтенным, право собственности на такой жилой дом может быть признано в судебном порядке, в частности, в силу приобретательной давности.

Обновлен перечень ГОСТов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

В перечень включены:

- межгосударственные стандарты;

- национальные стандарты;

- актуализированные редакции СНиП;

- неактуализированные редакции СНиП;

- неактуализированные редакции сводов правил Госстроя России;

- своды правил.

Утратившим силу признается Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Обновлен перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований пожарной безопасности

В перечень включено 233 ГОСТа, устанавливающих требования в области пожарной безопасности к:

- пожарной технике;

- строительным конструкциям и изделиям;

- огнезащитным веществам и материалам;

- строительным материалам и ковровым покрытиям;

- декоративным тканям для специальной защитной одежды;

- электротехнической продукции;

- кабельной продукции;

- общие требования к противопожарной защите.

Утратившим силу признается Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Утверждена форма уведомления о выявлении самовольной постройки

В уведомлении указывается:

- наименование органа, направляющего уведомление;

- наименование органа местного самоуправления, в который направляется уведомление;

- дата проведения проверки;

- сведения о земельном участке, на котором выявлена самовольная постройка;

- сведения о выявленном нарушении.

К уведомлению прикладывается акт проверки, в результате проведения которой была выявлена самовольная постройка и выписка из ЕГРН.

Разъяснен порядок проведения проверок в рамках государственного экологического надзора

Сообщается, в частности, следующее:

в случае если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), соответствует Критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, данный объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору (далее — ФГЭН) и включению в перечень объектов, подлежащих ФГЭН;

органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих ФГЭН;

в случае если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов НВОС разного уровня надзора, проверки в отношении таких хозяйствующих субъектов проводятся территориальными органами Росприроднадзора и уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ на объектах НВОС соответствующего уровня государственного экологического надзора;

должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления;

Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

В Совет Федерации направлен законопроект о совершенствовании системы госзакупок

Законопроектом, в частности:

устанавливается порядок осуществления планирования в сфере закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок;

устанавливаются полномочия Правительства РФ в сфере планирования закупок;

устанавливается возможность осуществления закупок лекарственных препаратов без конкурсных процедур на сумму до 1 млн. рублей;

устанавливается возможность заключения контракта без конкурентных процедур на сумму до 300 тыс. рублей;

предусматривается освобождение от предоставления обеспечительных мер для малых предприятий, имеющих положительный опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 июля 2019 года.

Утверждены критерии готовности многоквартирного дома, при соблюдении которых допускается привлечение после 1 июля 2019 года средств дольщиков без использования счетов эскроу

Такими критериями являются общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, подтверждающее реализацию участникам долевого строительства не менее 10% общей площади жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых могут быть заключены договоры долевого участия в долевом строительстве, указанных в проектной декларации проекта строительства, а также степень готовности участия в долевом строительстве — не менее 30% (по общему правилу), в ряде случаев — не менее 15% или 6%.

Возведение многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу допускается по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., при условии одновременного соответствия вышеуказанным критериям.

Также приводятся методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости указанным критериям и перечень документов, предоставляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости утвержденным критериям.

Актуализирован порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости

В связи с принятием федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в порядок ведения ЕГРН.

Установлено, в частности, что при внесении в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями территории, в составе которой установлены подзона или подзоны, сведениям о каждой подзоне присваивается учетный номер, представляющий собой реестровый номер зоны с особыми условиями использования территории и через знак слеш "/" порядковый номер подзоны в границах зоны с особыми условиями использования территории. В случае прекращения существования определенной подзоны в границах зоны с особыми условиями использования территории повторное использование порядкового номера не допускается.

Также внесенными поправками в том числе:

скорректирована структура записи о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в РФ, об игорной зоне, о лесничестве, лесопарке, об особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьих угодьях в реестре границ;

уточнена структура записи об утвержденном проекте межевания территории в реестре границ;

установлена структура записи о публичном сервитуте в реестре границ.

Разъяснен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по теплоснабжению при отсутствии централизованной системы теплоснабжения

Сообщается, в частности, следующее.

ЖК РФ не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры ресурсоснабжения, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.

В соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключаются договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг. Соблюдение письменной формы не требуется.

При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов. В случае предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, когда исполнителем коммунальных услуг является организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, расчеты с потребителями осуществляются исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации.

Поскольку в схожих отношениях между потребителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, расчеты осуществляются на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, для реализации положений статьи 157.2 ЖК РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, руководствуясь статьей 7 ЖК РФ, между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).

Ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальный ресурс для приготовления горячей воды с использованием внутридомового оборудования многоквартирного дома, в случае наличия прямых договоров с потребителями, предъявляет к оплате стоимость соответствующей составляющей в плате за горячее водоснабжение.

При этом в случае предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающей организацией по основаниям, предусмотренным статьей 157.2 ЖК РФ, организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе об объемах потребления горячей воды в помещениях многоквартирного дома.

С 16 мая 2019 вступают в силу правила акустического проектирования общественных зданий

Свод правил распространяется на акустическое проектирование, обеспечивающее оптимальные акустические условия в новых и реконструируемых крытых залах спортивно-зрелищных сооружений большой вместимости различного назначения, в т.ч.:

- в универсальных спортивно-концертных залах вместимостью от 10 тыс. человек и более, со стационарной игровой площадкой, предназначенных для игровых видов спорта, с возможностью размещения зрителей на игровой площадке для проведения концертных мероприятий;

- на аренах и стадионах, с возможностью их трансформаций от открытого до полностью закрытого типа вместимостью более 20 тыс. человек.

Правила проектирования зданий железнодорожных вокзалов начнут действовать с 6 июня 2019 года

Правила распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых железнодорожных вокзалов, а также на организацию участков размещения вокзалов

Правила не распространяется на проектирование пассажирских павильонов, зданий и сооружений сезонного назначения, в том числе размещаемых на территории вокзалов и вокзальных комплексов.

с 11 июня 2019 вступают в силу правила проектирования инженерной защиты территорий от эрозионных процессов

Правила распространяются на проектирование систем, объектов, сооружений и мероприятий инженерной защиты территорий от эрозионных процессов.

Утвержден свод правил «Здания и сооружения спортивные. Правила эксплуатации», которые начнут действовать с 11 июня 2019 года

Правила не распространяются на демонтаж и утилизацию спортивных зданий и сооружений, а также на эксплуатацию спортивных зданий и сооружений, расположенных в особых условиях (сейсмические районы, вечномерзлые, набухающие, просадочные грунты, площадки с оползнями, карстами и пустотами).

Правила проектирования естественного и совмещенного освещения в производственных зданиях начнут действовать с 18 июня 2019 года

Они устанавливает требования к проектированию и реконструкции их естественного и совмещенного освещения, обеспечивающие безопасные и комфортные условия для работы зрения.

С 20 июня 2019 года действует новый «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (СП 63.13330.2018)

Свод правил устанавливает требования к проектированию бетонных и железобетонных конструкций, изготовляемых из тяжелого, мелкозернистого, легкого, ячеистого и напрягающего бетонов, и распространяется на проектирование бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений различного назначения, эксплуатируемых в климатических условиях России при систематическом воздействии температур не выше 50 градусов и не ниже минус 70 градусов Цельсия, в среде с неагрессивной степенью воздействия.

Требования не распространяются на проектирование сталежелезобетонных конструкций, фибробетонных конструкций, сборно-монолитных конструкций, бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений, мостов, покрытий автомобильных дорог и аэродромов и других специальных сооружений, а также на конструкции, изготовляемые из бетонов средней плотностью менее 500 и более 2500 кг/м3, бетонополимеров и полимербетонов, бетонов на известковых, шлаковых и смешанных вяжущих (кроме применения их в ячеистом бетоне), на гипсовом и специальных вяжущих, бетонов на специальных и органических заполнителях, бетона крупнопористой структуры.

Признается не подлежащим применению ранее действовавший СП 63.13330.2012, кроме отдельных пунктов.

Свод правил «Инженерные изыскания для строительства в районах развития оползневых процессов. Общие требования» начнет действовать с 22 июня 2019 года

Правила устанавливают общие требования при выполнении инженерных изысканий в районах возможного развития и активизации оползневых процессов для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбору площадок (трасс) строительства, при подготовке проектной документации объектов капитального строительства, строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений.

Правила не распространяются на выполнение инженерных изысканий в районах возможного развития подводных оползневых процессов.

Утверждены правила проектирования низковольтных электроустановок зданий и сооружений во взрывоопасных зонах, вступающие в силу с 25 июня 2019 года

Правила распространяются на все виды электрооборудования и электроустановок, применяемых во взрывоопасных зонах: стационарные, временные, подвижные, переносные и ручные. Требования правил распространяются на электроустановки напряжением до 1 кВ переменного и до 1,2 кВ постоянного тока.

Правила устанавливают требования к проектированию и выбору низковольтных электроустановок, предназначенных для применения во взрывоопасных зонах.

Требования данного свода правил являются дополнительными по отношению к требованиям для электроустановок общего применения и распространяются только на использование электрооборудования в нормальных атмосферных условиях согласно ГОСТ 31610.0.1.2.

Правила не распространяется на электроустановки, устанавливаемые:

- в подземных выработках, опасных по рудничному газу (метану);

- в местах с заведомо взрывоопасными ситуациями и с наличием пыли от взрывчатых или пиротехнических веществ (например, на объектах, связанных с производством и переработкой взрывчатых веществ);

- в помещениях, используемых для медицинских целей;

- в зонах, в которых существует риск воспламенения из-за присутствия горючего тумана.

С 25 июня 2019 вступает в силу свод правил по строительству подводных переходов магистральных и промысловых трубопроводов для нефти и газа

Правила распространяются на строительство и контроль выполнения работ на подводных переходах через водные преграды (реки, озера, водохранилища, обводненные и заболоченные речные поймы) магистральных и промысловых трубопроводов для нефти, газа и нефтепродуктопроводов с условным диаметром до DN 1400 и избыточным давлением среды:

- не выше 10 МПа — для магистральных трубопроводов и нефтепродуктопроводов;

- не выше 32 МПа — для промысловых трубопроводов.

Правила устанавливают требования к балластировке подводных трубопроводов, строительству подводных переходов методами укладки в открытую траншею, горизонтального направленного бурения, «труба в трубе», микротоннелирования, берегоукрепительным работам при строительстве подводных переходов, контролю выполнения работ и охране окружающей среды.

Свод правил не распространяется на строительство переходов морских трубопроводов.


Дата публикации: 26.04.2019 09:40