Информация > О новой форме взаимоотношений органов государственного строительного надзора и саморегулируемых организаций при поведении проверок строительных компаний – членов СРО


Уважаемые руководители членских организаций НП «СКС»!

Предлагаем ознакомиться с новой формой взаимоотношений органов государственного строительного надзора и саморегулируемых организаций при поведении проверок строительных компаний – членов СРО. 

С 1 августа 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующий организацию и проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон принят в 2008 году, но не распространялся на строительный надзор. С вступлением в силу закона и внесением изменений в статью 54 Градостроительного кодекса РФ изменилась процедура проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей со стороны государственного строительного надзора.

Теперь к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона, но с учетом особенностей, предусмотренных п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

При осуществлении государственного строительного надзора не применяются положения федерального закона в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения. Проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Начиная с августа 2011 года Градостроительным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований проведения проверок (Статья 54). Надзорный орган, как и до внесения изменений, вправе проводить проверки на основании: программы проверок, истечения срока исполнения предписания, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, поступивших извещений от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале работ, об устранении нарушений, об окончании строительства, реконструкции.

Ранее надзорный орган имел возможность проводить проверки по любой поступающей информации о фактах ведения строительных работ. Теперь такая возможность ограничена федеральным законом. Вся поступающая информация в адрес стройнадзора – обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов власти, органов местного самоуправления, информация из СМИ, а также инициирование проверок надзорным органом – подлежат согласованию с прокуратурой. Проверки могут быть проведены только после получения официального согласования прокуратуры по месту нахождения объекта капитального строительства.

Органы прокуратуры могут согласовать проверку только в том случае, если поступившая информация содержит сведения о нарушениях технических регламентов, проектной документации, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.

По данным службы строительного надзора,  месяц применения федерального закона за ( с 01.08. 2011 г.), в адрес прокуратуры службой было направлено на согласование 20 обращений о проведении выездных проверок, однако не все из них согласованы органом прокуратуры по причине отсутствия в поступившей информации угрозы в результате деятельности юридических лиц.

Согласно позиции стройнадзра отраслевое законодательство и устоявшаяся правоприменительная практика при определении понятий «создание угрозы причинения вреда» либо «причинение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу» под угрозой понимает опасность, предполагающую возможность (вероятность) причинения вреда, наступления потерь, ущерба при определенных обстоятельствах, а причинение вреда – это фактическое (осуществленное) причинение вреда, подтвержденное достоверными сведениями, документами. То есть нарушения любой категории как разрешительной документации, так и технологии строительства, реконструкции (нарушения проектной документации и технических регламентов), выявляемые в процессе осуществления государственного строительного надзора, предполагают наличие угрозы.

Сложность применения положений федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, заключается в том, что закон не учитывает специфику направленности надзора, задачей которого, согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации. Строительный надзор направлен именно на проверку объекта капитального строительства, а федеральный закон предусматривает проверку деятельности юридического лица.

Так, нередки случаи, когда на одном объекте осуществляются строительные работы более чем десятью юридическими лицами. В таких случаях теперь согласованию с прокуратурой подлежит каждая проверка в отношении конкретного юридического лица.

Федеральным законом предусмотрено исключение из общего правила, когда надзорный орган в случае необходимости принятия неотложных мер для предотвращения нарушений может провести проверку незамедлительно с обязательным уведомлением в течение 24 часов органов прокуратуры. В этом случае прокуратура не может отказать в согласовании проверки. В случаях согласования проверок органами прокуратуры на надзорный орган возложена обязанность с момента завершения проверки в течение пяти рабочих дней по направлению акта проверки в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.

Изменения коснулись также порядка оформления приказов и результатов проверки. С изменением нормы надзорному органу необходимо теперь издавать приказ на каждую проверку в отношении конкретного юридического лица.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в надзорный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Самым существенным изменением является обязанность надзорного органа уведомить саморегулируемую организацию о проведении проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки, в случае проведения выездной проверки в отношении членов саморегулируемой организации. Если в ходе проведения проверки выявлены нарушения, должностные лица стройнадзора обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения проверки, – комментирует начальник отдела по правовым вопросам стройнадзора Нина Шаталова.

Статья 20 Федерального закона 294-ФЗ предусматривает случаи, когда результаты проверки, проведенной надзорным органом, подлежат отмене на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К таким относятся – отсутствие оснований проведения плановой проверки, несоблюдение срока уведомления о проведении проверки, отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При установлении таких фактов должностные лица надзорного органа несут установленную административную ответственность, предусмотренную ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения либо наложения административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Без внимания законодателя не остались проверяемые юридические лица и индивидуальные предприниматели. Действующий КоАП РФ дополнен статьей 19.4.1, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от 2 до 4 тысяч рублей, на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

В случае осуществления указанных выше действий (бездействия), повлекших невозможность проведения или завершения проверки, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей. При повторном совершении указанного административного правонарушения штрафные санкции гораздо существеннее и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

 

По материалам Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края


Дата публикации: 24.10.2011 09:26