Информация > ОБЗОРНЫЙ МАТЕРИАЛ по Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»


02 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон).

Федеральным законом регулируются отношения, касающиеся саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 

1. В соответствии с Федеральным законом, в целях саморегулирования, вводиться понятие – «лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства» (далее также — лицо, осуществляющее строительство) под которым понимается застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, осуществляющее строительство, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации:

-    организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

-     обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

-    несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, влияющих на безопасность указанного объекта, лицо, осуществляющее такие работы, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к ним.

 

2. Согласно внесенным изменениям в Градостроительный кодекс РФ, определены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства. Данные требования значительно отличаются от общих требований, предъявляемых для получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такими требованиями являются:

-     требование о наличии по месту основной работы не менее 5 работников, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

-     требование о наличии у индивидуального предпринимателя, руководителя юридического лица или заместителя руководителя высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем семь лет;

-     требование к повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет вышеуказанными лицами с проведением аттестации.

Требование к повышению квалификации с проведением аттестации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица также дополнительно определено к общим минимально необходимым требованиям к выдаче свидетельств о допуске.

Данное требование вызывает ряд вопросов в правоприменительной деятельности не только саморегулируемых организаций, но и их членов, поскольку норма не предопределяет — кто именно должен проводить аттестацию, какими подтверждающими документами юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны подтвердить факт проведения аттестации их работников.

Единой позиции по данному вопросу нет, мнения различны. Представители отдельных федеральных образовательных учреждений считают, что на проведение аттестации  уполномочены как сами образовательные учреждения, так и юридические лица, представляя профессиональную аттестацию как отдельный процесс, направленный на проверку знаний работников на соответствие занимаемой ими должности; задачей же повышения квалификации, по их мнению, является расширение профессионального кругозора, что функционально различает эти два понятия. Национальное объединение строителей в лице комитета по профессиональному образованию понимает аттестацию как итоговый контроль знаний, проводимый исключительно образовательным учреждением, которое проводило повышение квалификации работников юридического лица, индивидуального предпринимателя. По мнению специалистов Нацобъединения, аттестация должна проводиться в виде электронного тестирования работников членской организации с участием представителя саморегулируемой организации. В настоящее время, Национальным объединением строителей разрабатывается Положение, определяющее систему электронного тестирования работников юридического лица или индивидуального предпринимателя. Данный документ, в случае его утверждения, будет носить рекомендательный характер для саморегулируемых организаций и вступит в силу не ранее 01 октября 2010 года.

Проблематика же вопроса актуальна на сегодняшний день и требует своего разрешения. Саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже минимально необходимых требований, определенных Градостроительным кодексом РФ, одним из которых и является проведение аттестации. Данного требования на 02 августа 2010 года (норма о проведении аттестации вступила в действие 02 августа 2010 года) нет в локальном акте (Требованиях к выдаче свидетельств о допуске) ни одной саморегулируемой организации, что не позволяет СРО принимать решения о выдачи свидетельств о допуске (внесении изменений в свидетельство о допуске) до приведения документов саморегулируемой организации в соответствии с действующим законодательством путем организации и проведения Общего собрания членов с повесткой об утверждении новых требований к выдаче свидетельств о допуске.

 

3. Изменения также коснулись минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, в части исключения из прежнего перечня уникальных объектов капитального строительства. С учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок установления саморегулируемыми организациями требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам и порядок определения саморегулируемых организаций, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к указанным работам, теперь могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

 

4. Федеральным законом установлено подробное определение минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, из которого возмещается вред вследствие недостатков строительно-монтажных работ. Минимальный размер взноса зависит от вида и стоимости планируемых работ.

Согласно вышеуказанному Федеральному закону, минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:

1) 1 миллион рублей или при установлении СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 300 тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее также – строительство), стоимость которого по одному договору не превышает 10 миллионов рублей;

2) 1, 5 миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 500 тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает 60 миллионов рублей;

3) 3 миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 1 миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает 500 миллионов рублей;

4) 6 миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 2 миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до 3 миллиардов рублей;

5) 9 миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 3 миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до 10 миллиардов рублей;

6) 30 миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 10 миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет 10 миллиардов рублей и более*.

 

*МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ВЗНОСА В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД (КФ)

НА ОДНОГО ЧЛЕНА САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

ИМЕЮЩЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУСКЕ К РАБОТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА 

Минимальный размер взноса в КФ

при  отсутствии требований саморегулируемой организации к страхованию гражданской ответственности

Минимальный размер взноса в КФ

при  установлении саморегулируемой организацией требований

к страхованию гражданской ответственности

 

1 000 000 рублей

 

300 000 рублей

при условии, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей

 

1 500 000 рублей

 

 

500 000 рублей

при  условии, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по  строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей

 

3 000 000 рублей

 

 

1 000 000 рублей

при условии, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей

 

6 000 000 рублей

 

 

2 000 000 рублей

при условии, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до  трех миллиардов рублей

 

9 000 000 рублей

 

 

3 000 000 рублей

при условии, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до  десяти миллиардов рублей

 

30 000 000 рублей

 

 

10 000 000 рублей

при условии, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.

 

 

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд (согласно вышеприведенной таблице). Количество договоров о выполнении работ по организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Свидетельство о допуске к работам по организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд в целях увеличения общего размера взноса такого члена до размера взноса, установленного СРО  для членов, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд, согласно Градостроительному кодексу РФ (см. таблицу).

Невнесение взноса в компенсационный фонд  саморегулируемой организации является теперь, согласно действующему градостроительному законодательству, основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

5. Согласно Федеральному закону, до 1 октября 2010 года саморегулируемым организациям дается право выбора в отношении выдачи свидетельств о допуске к работам по организации строительства:

либо выдавать свидетельства о допуске к работам по организации строительства, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона,

либо  установить требования к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам и размер взносов в компенсационный фонд в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в редакции действующего Федерального закона, и выдавать свидетельства о допуске к указанным работам индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые соответствуют установленным саморегулируемой организацией требованиям и внесли взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленном размере с учетом повышения.

При этом, саморегулируемая организация с 1 октября 2010 года вправе выдавать свидетельства о допуске к работам по организации строительства только тем лицам, которые соответствуют установленным саморегулируемой организацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в редакции вступившего Федерального закона, требованиям и внесли взнос в компенсационный фонд в размере, установленном СРО в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (в редакции действующего Федерального закона).

С 1 января 2011 года действие свидетельств о допуске к работам по организации строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые не соответствуют требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции действующего Федерального закона), прекращается.

 

6. Отдельной нормой прописано требование о возврате саморегулируемой организацией индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившим членство в саморегулируемой организации, уплаченные ими взносы в Компенсационный фонд. Законодатель  предоставляет эту возможность членским организациям при соблюдении следующих условий:

1) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, прекратившим членство в СРО, получено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, и до 1 августа 2010 года эти виды работ исключены из перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не имеет свидетельство о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

3) членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращено не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения части видов работ из перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по следующим основаниям:

- добровольный выход членской организации из саморегулируемой организации;

- отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Саморегулируемая организация обязана вернуть взнос вышеуказанным индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, уплаченный ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в течение десяти дней со дня прекращения членства указанных лиц в такой саморегулируемой организации.

Со дня возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд, саморегулируемая организация не может быть привлечена к субсидиарной ответственности, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении такого лица.

 

7. Федеральным законом установлено ограничение на размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их сохранения и увеличения.  Теперь средства могут размещаться только в депозиты или депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.

 

8. Саморегулируемым организациям предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 

9. Федеральным законом внесены изменения в порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации. Согласно действующей редакции документа, разделено понятие «день принятия решения саморегулируемой организации о выдаче свидетельства о допуске (внесении изменений, приостановление, возобновление, отказ в возобновлении, прекращение действия свидетельства о допуске)» и «день выдачи свидетельства о допуске». Ранее, норма Градостроительного кодекса РФ предписывала осуществлять ряд процессуальных действий в день принятия уполномоченным органом СРО (коллегиальным органом управления)  соответствующего решения, связывая срок начала действия свидетельства о допуске с днем внесения саморегулируемой организацией в реестр членов сведений о выдаче свидетельства о допуске. Теперь же, дополнительные процессуальные действия саморегулируемой организации определены и в отношении «дня выдачи свидетельства о допуске», поскольку срок начала действия свидетельства теперь напрямую связывается с датой выдачи, а не датой принятия решения уполномоченным органом саморегулируемой организации. 

 

10. Согласно внесенным изменениям в Градостроительный кодекс РФ, определен порядок добровольного выхода члена саморегулируемой организации из состава СРО. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена СРО о добровольном прекращении его членства в этой организации. Саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления члена о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов сведения о прекращении действия выданного такому члену свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о прекращении действия данного свидетельства.

 

11. Федеральным законом внесены поправки, касающиеся часто вносимых изменений в перечень видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Согласно действующему законодательству, в случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные изменения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения, что позволит саморегулируемым организациям в дальнейшем планомерно осуществлять свою деятельность.

 

12. Федеральным законом уточнена компетенция Национальных объединений саморегулируемых организаций, в частности, по принятию решений об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, определена возможность создания исключительного одного Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, закреплена возможность рассмотрения обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций. Введена дополнительная статья, определяющая обязательные требования по государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций.

Определено, что в случае выявления Национальным объединением строителей нарушений саморегулируемых организаций в части:

- несоответствия установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске, установленным настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям;

- несоблюдения саморегулируемой организацией установленных ею требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, сформированного с учетом положений Градостроительного кодекса РФ;

- необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с федеральными законами,  Национальное объединение строителей направляет в такую СРО уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в разумные сроки, а также направляет соответствующее уведомление и копии документов в орган надзора за саморегулируемыми организациями.

В случае поступления же в орган надзора за саморегулируемыми организациями – Федеральное агентство по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) уведомления Национального объединения саморегулируемых организаций, о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях, орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления указанных уведомления, обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения.

 

13. Федеральным законом, для Национальных объединений была введена дополнительная норма, согласно которой все Нацобъединения, в срок не позднее, чем три месяца со дня вступления в силу Федерального закона, обязаны созвать Всероссийский съезд саморегулируемых организаций с целью переизбрания президента и членов Совета.

30 сентября 2010 года в Москве состоится Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, где Красноярский край будут представлять четыре некоммерческих партнерства, получивших статус саморегулируемых организаций.

 

14. Федеральный  закон внес также изменения в ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», изменения касаются, в частности, порядка заключения государственного или муниципального контракта по результатам проведения конкурса, аукциона и открытого аукциона в электронной форме, в том числе порядка обеспечения исполнения контракта.

В связи с изменением законодательства, Национальным объединением строителей совместно с Федеральной антимонопольной службой для представителей саморегулируемых организаций был проведен  семинар — совещание, посвященный обсуждению актуальных вопросов перехода системы размещения государственного и муниципального заказа Российской Федерации на электронные аукционы. В рамках семинара-совещания принял участие Евраев Михаил Яковлевич, начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа, а также представители двух электронных площадок.

В процессе проведения семинара были рассмотрены вопросы изменения и совершенствования законодательства, проблемы интеграции региональных сайтов с вводимым с 1 января 2011 года общероссийским порталом, практические вопросы, возникающие в работе заказчиков, предпринимателей и контролирующих органов. Представители электронных площадок рассказали о работе систем ЗАО «Сбербанк» АСТ, ОАО «Единая торговая площадка». Специалисты дали комментарий к процедуре применения электронных цифровых подписей (ЭЦП) для работы как на официальном сайте, так и на электронных торгах.

 

В целях своевременного информирования и дальнейшего использования в работе, НЕКОММЕРЧЕСКИМ ПАРТНЕРСТВОМ «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» в адрес членских организаций в начале августа направлена протокольная съемка вышеуказанного семинара.


Дата публикации: 19.08.2010 10:57