Новости > Единый и сбалансированный подход – решение всех проблем


Антон ГлушковКак ни одно здание не может обойтись без надежного и качественного фундамента, так строительной отрасли необходима грамотно разработанная система технического регулирования. Пока российские строители не чувствуют твердой опоры под ногами. В процессе работы они постоянно вынуждены лавировать между устаревшей нормативной базой и реалиями сегодняшнего дня. Действующие представления о безопасности и качестве строительства не учитывают появляющиеся виды работ и новые технологии. Отсюда масса проблем, влекущих за собой в частности затягивание сроков строительства социально-значимых объектов. Исправить ситуацию пытаются: уже более десяти лет в стране идет реформа системы, оставшейся в наследство от СССР. Об этом беседуем с Председателем Совета НП «СКС» Антоном Глушковым.

 

- Руководство страны поставило перед строительным комплексом серьезную задачу – увеличить ввод жилья в два раза. Но в условиях устаревшей системы технического регулирования разве реально добиться ежегодной сдачи 140 млн. квадратных метров? Как вы считаете, Антон Николаевич?

- Перед отраслью поставлены действительно масштабные задачи. Во время торжественной церемонии в честь празднования Дня строителя премьер-министр России Владимир Путин в своем обращении к профессиональному сообществу обозначил два основных направления, которым необходимо уделить повышенное внимание сейчас и направить все силы на их успешную реализацию. Это, во-первых, модернизация технологий, которые применяются в области строительства, во-вторых, увеличение объемов строительства, о чем, собственно, Вы уже и сказали. Причем, некоторые территории должны увеличить объемы более чем в два раза. Что касается Красноярского края, то мы обязаны строить в полтора раза больше, чем сейчас.

Положение дел, действительно, затрудняет тот факт, что в России до сих пор не модернизирована система технического регулирования. Стройиндустрия ушла далеко вперед, а нормативные документы, которые регламентируют применение материалов и технологий, остались советского образца. И как бороться за повышение качества производимых работ неясно. Основной источник ответственности саморегулируемых организаций – качество выполняемых работ. Но качество – понятие условное. Чтобы говорить качественно или нет что-то сделано, необходимы параметры, по которым можно было бы соотносить. Критерием соотнесения как раз и являются технические нормы, которых на сегодня по большому счету нет, а если и есть, то они не отвечают требованиям времени. А система саморегулирования не имеет смысла, если не может регламентировать качество производимых  работ. Для регламентации необходимы современные технические нормы.

 

- Но процесс реформирования запущен. Правда, он идет не без сложностей.

- Да, это так. Сегодня наблюдается достаточно много инициатив относительно того, в какую сторону должно быть направлено современное техническое регулирование. К тому же фактически сейчас идет работа только в сфере актуализации действующих документов. Например, есть СНиП «Жилые здания», его и подгоняют под реалии сегодняшнего дня. А вместе с тем отрасли нужны нормативные документы, которые бы регулировали абсолютно новые сегменты деятельности. Например, девелопмент. Раньше вообще не знали, что это такое. Сейчас вроде бы разрабатывается техрегламенты в области девелопмента. И таких документов нужно не мало, так как за годы стагнации системы техрегулирования появилось много различных направлений, которые по сути никак не регламентируются в нормативной документации.

Стоит также отметить, что отсутствие понятной в этом направлении политики приводит к таким ситуациям, когда вице-премьер РФ Дмитрий Козак дает поручение до конца 2012 года присоединиться к системе еврокодов, но при этом строителей не обеспечивают актуализированной системой действующего техрегулирования.

В этой связи мы вынуждены параллельно работать и над переводом еврокодов, и над модернизацией действующей нормативной базы. И то и другое – задачи не из легких.

Так, перевод еврокодов, которым занимаются на уровне Министерства регионального развития РФ и Национального объединения строителей, это не банальный перевод на русский язык заграничных нормативов, а полноценная адаптация технических терминов, иными словами русифицирование еврокодов. Важно учитывать, что любом еврокоде есть национальная особенность, которая регламентирует требования конкретных территорий, поэтому все еврокоды не могут быть абсолютно одинаковыми. Еще одна сложность — нет реального механизма внедрения системы еврокодов, впрочем, как и системы сосуществования  еврокодов и национальных стандартов. В такой ситуации приходится по ходу дела разбираться, искать варианты под изменяющиеся условия игры – непросто, но реформы в России всегда шли с трудом. Поэтому параллельно идет актуализация СНиПов и техрегламентов, а также работа с еврокордами.

- Получается улица с двусторонним движением…

- Вопрос о месте еврокодов в российской системе технического регулирования сейчас активно обсуждается. Всех заботит: как будут существовать еврокоды вместе с национальными стандартами. К слову, уж есть документы, где прописано, что при прохождении экспертизы проектной документации в качестве обоснования может служить как национальный стандарт, так и еврокод.

- Хотя и приходится бороться с трудностями в процессе модернизации системы техрегулирования, но строителям за три года удалось добиться хороших результатов: в частности, на 80% видов работ на строительном рынке появились техрегламенты, актуализирована часть СНиПов. До конца года что планируете еще сделать?

- За осень, думаю, удастся актуализировать еще порядка 25 СНиПов. Должен появиться ряд документов, касающихся введения института негосударственной экспертизы, а также возможности параллельного применения еврокодов и евронорм. Эти документы уже находятся в Государственной Думе РФ. Какие-то из них направлены на первое чтение, другие будут рассмотрены уже во втором чтении.

- Негосударственная экспертиза – одна из обсуждаемых тем в профессиональных кругах. Говорят, и тут не без проблем?

- Проблема в очерчивании четкого круга  полномочий негосударственной экспертизы. Понятно, что повсеместно применяться стандарты негосударственной экспертизы применяться не могут. Должен быть четко обозначен предмет. И как раз основное замечание к документу, звучавшее во время чтений в Госдуме – грамотная регламентация объекта негосударственной экспертизы.

Если сейчас Градостроительным кодексом РФ предусмотрено два уровня экспертиз: объекты особо сложные уникальные проходят экспертную оценку в федеральном ведомстве, а обычные – в экспертизах субъектов федерации, то в будущем должен появиться третий уровень. Идет перераспределение объекта (предмета полномочий) — часть объектов из федеральной экспертизы переходит на субъектовый уровень. Часть с субъектового – на негосударственный. Внедрение и широкое распространение института негосударственной экспертизы проектов позволит решить ряд важнейших задач, направленных на снижение административных барьеров в инвестиционно-строительной сфере.

- Строителей волнует и отсутствие как таковой сбалансированной государственной политики в области строительства. Какие-то подвижки в этом направлении есть?

- На протяжении пяти-шести лет, действительно, нет ясности в этом вопросе. Есть государственная политика в области обеспечения граждан жильем, социальная политика государства и вытекающие из этого строительные программы, но нет единой госполитики в области строительства, которая бы интегрировала градостроительное, жилищное, земельное, гражданское и инвестиционное законодательство. Сейчас каждый по отдельности из данных сегментов развивается, но между собой они не увязаны Да, появляются новые нормативные акты, пояснения, прогресс очевиден, но не хватает комплексного подхода. В результате большая часть нормативной документации идет вразрез друг с другом.

Если сегодня не выстроим политику на уровне Министерства регионального развития РФ об изменении законодательства, очередности изменений в законодательстве, если внесение изменений в нормативные акты будет носить такой же стихийный характер, то будет достаточно непросто достичь тех показателей, которые обозначены руководством страны.

Надеюсь, что назначение Ильи Пономарева на должность заместителя министра регионального развития будет способствовать разрешению данной ситуации. На мой взгляд, он — руководитель достаточно перспективный. Специалист грамотный и скрупулезный. Пономарев хорошо разбирается в законодательстве, в приоритетах, хорошо понимает внутренние отраслевые проблемы. Радует и то, что он видит и слышит строителей.

- Актуализация системы техрегулирования, выработка сбалансированной государственной политики – не единственные задачи, которые необходимо решить, чтобы выиграть в борьбе за качество и достичь целей, поставленных руководством страны. «Серые» СРО – одна из серьезных проблем, которая мешает нормальной работе строительного рынка. Она  ставит под угрозу саму идею саморегулирования. На уровне Национального объединения строителей есть какие-либо новые предложения по ликвидации недобросовестных СРО?

- Есть идея ввести рейтинг СРО. Все саморегулируемые организации, работающие в России, предлагается разделить на три категории: зеленые – СРО, к которым нет нареканий, желтые – СРО, которые имеют предписания, красные – СРО, которые имеют и не выполняют  предписания Ростехнадзора. Реестр предполагается вести на сайте НОСТРОЙ. Идея нужная, но я пока не вижу механизма того, как ее реализовать грамотно с юридической точки зрения.

- Что-то вроде банковского рейтинга устойчивости будет?

- Да, некий рейтинг надежности СРО. Но прежде необходимо разработать понятную и прозрачную шкалу оценок, по которым включать СРО в ту или иную категорию. Существующие страховые случаи, опыт работы организации, требования к членству, требования к выдаче допусков — на мой взгляд, из этого и необходимо вычленить интегральный показатель, с помощью которого можно распределять СРО по категориям. Чтобы заказчик сравнивал и понимал категорию риска при вступлении в ту или иную организацию, ведь так как все свидетельства одинаковы.

Уверен, если профессиональное сообщество совместно с федеральным центром сумеет разработать единую, понятную и четкую точку зрения в области решения всех проблем в строительной отрасли, то мы не только добьемся поставленных президентом и премьер-министром целей, но и кардинально изменим положение в сфере качества производимых работ.

 

Автор Власта Винская


Дата публикации: 24.08.2011 14:18