Новости > На пути к ответственности


Сегодня технологии позволяют строителям работать без пауз круглый год. Но есть ряд видов работ, например, благоустройство, дорожные работы, которые возможно провести только в теплое время года. К тому ж избавиться от трудовой привычки, заложенной многими поколениями строителей, не так уж и просто.

Поэтому строители Красноярского края, не обласканные солнечным теплом, и ставят перед собой всегда на лето задачу максимум – успеть за короткий промежуток времени не только отдохнуть, но и как следует поработать, завершить «зимние» начинания и заложить фундамент на будущее. Но апряженный график работы не позволяет снижать внимание в вопросах качества строительства. О тот, насколько успешно начался летний строительный сезон-2012 и каковы его перспективы, рассказал слушателям радио «Комсомольская правда – Красноярск» Председатель Совета НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» Антон Глушков. Возможности эфира не позволили дать полные ответы на все вопросы, поэтому на страницах еженедельника «Проекты Красноярья» публикуем развернутую версию интервью.

Беседовал Василий Масальский

 

Нас много! Мы – сила!

 

– НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» – одно из крупнейших объединений строительных организаций в нашем крае. В их числе и ряд крупных строительных предприятий региона. Если я не ошибаюсь, Антон Николаевич, около 200 компаний являются членами НП «СКС»?

– Если быть точным, то на сегодня 187 предприятий строительного комплекса являются членскими организациями нашей корпорации. И в их числе ряд крупных застройщиков региона. Но мы никого не склоняли к вступлению в ряды НП «СКС». У каждой компании было и остается право выбора, в какую СРО вступать.

Просто мы первыми начали процесс создания саморегулируемой организации в крае, а нашим ведущим строителям стоит отдать должное – они всегда смотрели в перспективу, поэтому не стали прислушиваться к тем, кто говорил, что саморегулирование – это не надолго и все вернется на круги своя. Помимо этого они не искали «выгодных» условий членства, дабы сэкономить на взносах в компенсационный фонд или членских взносах. Наши застройщики законопослушны, а закон четко прописал требования, которые мы и заложили в основу работу нашей саморегулируемой корпорации строителей.

– Таким образом, говоря о положении дел среди ваших членских организаций, можно составить общее представление о том, что происходит на строительном рынке региона в целом. Не могу не спросить: сейчас активно обсуждается вопрос в СМИ, что показатели строительной отрасли с начала года выглядели не самым лучшим образом. Если показатели экономики краевого центра выросли за первые месяцы 2012 года, то сегмент «строительство» просел. И это в условиях, когда руководство страны поставило масштабную задачу перед комплексом – увеличить к 2015 году объемы жилищного строительства до 90 млн. квадратных метров в год, а к 2020 году достигнуть планку 142 млн. квадратных метров. Как можете прокомментировать ситуацию?

– На рынке строительной услуги сложилась весьма интересная ситуация. Большинство организаций не испытывают дефицита в подрядных работах. Казалось бы, это здорово, так как компании загружены работой, а значит, объемы строительства должны возрасти. Но давайте заглянем на три года назад: во времена экономического кризиса количество организаций строительного профиля сократилось практически в два раза на территории Красноярского края. До 2009 года в крае было выдано 3 тысячи лицензий на осуществление строительной деятельности.

Сейчас в регионе имеют право осуществлять строительную деятельность менее тысячи организаций. В результате получаем, что действительно загрузка компаний сейчас достаточно большая, но объемы при этом упали незначительно.

А вот интересно, когда строители отчитываются о проделанном за год, то итоги измеряются в квадратных метрах построенного жилья. Но ведь застройщики занимаются в течение года возведением и различных объектов инфраструктуры. Какую долю занимают эти объекты от общего объема?

– В квадратных метрах можно исчислять, но, на мой взгляд, не стоит углубляться в сложности такой арифметики. Проще говорить в денежном исчислении. Общий объем по году, который вкладывается в строительную отрасль края, 27-28 млрд. рублей. Размер же бюджетного ассигнования примерно 8-9 млрд. рублей. А именно на бюджетные средства в крае возводят больницы, школы, строят дороги, прокладывают инженерные коммуникации и так далее.

Хотя о значении объектов социальной инфраструктуры напрямую указывают их названия. В 2011 году нашими членскими организациями были сданы в эксплуатацию такие объекты, как краевой перинатальный центр, Академия зимних видов спорта, Ледовый дворец «Арена. Север», а также были школы и жилье для участников ряда краевых программ.

 

Цена вопроса

 

– Антон Николаевич, в чем заключаются главные проблемы строителей края?

– Я бы выделил две основные проблемы. Первая – большая часть компаний крупные, которым не один десяток лет, и основная их миссия – строительство, причем строительство не как возведение объектов, а как освоение денежных средств. И, пожалуй, только последние 3-4 года кризисные явления начали учить такие организации, потому что строительство все-таки в первую очередь форма бизнеса, и выстраивать свою деятельность по принципу «мы сначала построим, а потом посчитаем финансовые затраты» уже нельзя.

Необходимо переходить к планированию, находить варианты альтернативных технологий не только в строительстве, но и в финансовом обеспечении, потому что строительная отрасль – затратная сфера деятельности, требующая достаточно большого количества оборотных средств. Сейчас, чтобы быть на строительном рынке и быть успешной компанией, недостаточно качественно оказывать строительные услуги. Нужно иметь весь комплекс. И это строители поняли.

– Те, кто делал дома ремонт, знает, что, как бы ты ни пытался планировать, в процессе все равно возникают незапланированные ситуации, которые требуют вливания денег. Возведение дома куда более сложный и затратный процесс…

– Действительно, строительство – сложный процесс. Для того чтобы мы освоили эту науку полностью, потребуется не год и не два.

Вторая проблема отрасли – сокращение количества строительных организаций, о чем я говорил в начале беседы. Как правило, из-за большого количества различного рода рисков – несчастные случаи, финансовая неплатежеспособность и так далее, для того чтобы пройти и соответствовать нормам строительного бизнеса, входной билет стал намного дороже. Оборотные средства компаний должны отвечать более высоким стандартам. Десять лет назад любой желающий мог с нуля вырастить строительную организацию, не имея за душой ничего, кроме желания заниматься этим делом и квалификацию. На сегодня из-за высокой конкурентной среды в этой сфере входной билет стал очень дорогим.

Любое строительство связано с земельными правоотношениями. А это на сегодня достаточно дорогой ресурс. Непосредственно процесс возведения требует больших затрат. Один трех-четырехподъездный жилой дом стоит 800-900 млн. рублей. Поэтому компания, которая заходит на строительный рынок, должна обладать достаточно большим собственным капиталом, собственными оборотными или заемными средствами.

– На прошедшем в феврале Красноярском экономическом форуме мы говорили о том, что процесс согласования документов на строительство занимает много времени, про большое количество административных барьеров, которые мешают строителям работать. Говорили о путях выхода из сложившейся ситуации. С тех пор что-то изменилось или начало хотя бы меняться? И какого рода изменения должны произойти, на ваш взгляд, чтобы этих препон не было?

– Давайте для начала, наверное, я обозначу причины сложившейся ситуации. Сегодня действует достаточно большое количество нормативных документов, возникших в разное время. Есть советская система государственного контроля, есть современный подход к регулированию отрасли, есть строительные нормы и правила – какие-то обновленные, какие-то очень старые, помимо этого есть Градостроительный, Земельный, Жилищный кодексы… И все эти документы рождают какое-то количество надзорных процедур, а между собой эти процедуры слабо увязаны.

Сейчас административная нагрузка на строительный бизнес должна быть снижена в связи с тем, что перед строителями государство поставило масштабные задачи по вводу жилья – вы об этом уже сказали. И это направление поддерживает Президент РФ Владимир Путин. Два основных вектора выделяется в этом движении: во-первых, гармонизация, то есть увязка всех документов в единую систему контроля. Консолидация функций контроля у одного надзорного органа, чтобы не было много точек надзора. А во-вторых, разгосударствление этого процесса. Первым этапом стало введение института негосударственной экспертизы проектной документации.

С 1 апреля 2012 года организации, которые имеют аккредитацию Росаккредитации на осуществление этого вида деятельности и прошли аттестацию, могут выдавать заключение, равное по своему статусу заключению госэкспертизы. В Красноярске на сегодня таких организаций нет, точнее, 11 организаций имеют аккредитацию, но пока не аттестованы, так как московская Росстандартизация, которая занимается аттестацией, не справляется со всем потоком желающих. В этой связи в России пока только две негосударственные экспертизы. Но, думаю, к концу года все сложности будут улажены как в Красноярском крае, так и в целом по России.

Разгосударствление органов государственного надзора – это следующий важный этап. С введением альтернативы стройнадзору, любая (имеющая соответствующий статус) организация может осуществлять такую же услугу на возмездных условиях.

 

Для информации:

В целях улучшения контроля качества строительства и строительных материалов в России обсуждается тема создания системы независимого строительного контроля. Используя успешный опыт развитых стран (например, в Германии основной организацией, работающей в этой сфере с 1872 года, является TÜV Rheinland Group), возможно создать независимую систему строительного контроля, существующую на основе принципов сохранения положительной репутации и страхования ответственности.

Как предполагают эксперты, внедрение механизмов независимого строительного контроля не потребует дополнительного финансирования строительства. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», в сводный сметный расчет стоимости строительства должен включаться раздел «Строительный контроль». Поскольку договоры на осуществление независимого строительного контроля будут заключаться между заказчиками-застройщиками и организациями строительного контроля напрямую, в смету подрядчика такие расходы включаться не будут. Таким образом, без увеличения затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт значительно возрастет уровень безопасности и качества строительства.

Задача государства – отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка услуг в сфере строительного производства, установив при этом баланс интересов потребителей и исполнителей этого вида услуг. Необходимы соответствующие нормативно-правовые документы, а также действенный механизм контроля над их соблюдением, необходимо повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности, создать механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных строительных компаний и удаления их с рынка строительных услуг.

 

Самоочищение

 

– Но получается, что благодаря достаточно высокому ценовому критерию на рынке остались только те компании, на которые можно действительно положиться, которые обладают хорошей материальной и финансовой базой. Организации, которые вызывали сомнение и были ориентированы на разовое извлечение прибыли, а не исполнение обязательств, ушли в сторону. Одной из задач саморегулирования является самоочищение отрасли от недобросовестных игроков, которые предлагали некачественные услуги потребителям. Скажите, как в новых условиях можно влиять на качество?

– С введением института саморегулирования государство сняло почти с себя ответственность за застройщика, который выполняет те или иные работы. Наиболее эффективным инструментом на сегодня является финансовая ответственность. Солидарная финансовая ответственность – в случае с саморегулированием.

Принимая в свои ряды компании, саморегулируемые организации выставляют такие требования для кандидатов в члены, чтобы максимально обезопасить себя от наступления страховых случаев в результате некачественного производства работ либо в результате причинения вреда третьим лицам. Этот механизм у каждой СРО устроен по-своему. Требования могут быть и по численности, и по квалификации, и по финансовому обороту могут быть выстроены критерии. На сегодня этот инструмент максимально эффективен, потому что никто не хочет расплачиваться за недобросовестных организации из собственного кармана.

– К примеру, вашему Партнерству приходится компенсировать некачественную работу. Какова статистика на протяжении трех лет работы саморегулируемой организации?

– За все время существования нашей саморегулируемой организации мы ни разу не делали выплат из компенсационного фонда. Но нужно понимать, что компенсационный фонд – это только одна из форм обеспечения ответственности. Прежде всего, сама строительная компания должна держать ответ перед пострадавшей стороной. Если же по каким-то причинам застройщик не в состоянии сделать выплаты, в работу включается второй механизм – страховые выплаты. Страхование ответственности является обязательным требованием для всех членских организаций СРО. И только если с помощью первых двух способов не удалось решить проблему, приходится компенсировать ущерба за счет средств компенсационного фонда СРО.

– Понятно, что такая система подстраховывает от любых неприятностей. Получается, что ваши членские организации работают добросовестно?

– Нельзя забывать, что строительство – опасная сфера деятельности. Никто не застрахован от финансовых потерь, от причинения вреда третьим лицам, от брака при выполнении работ, а также несчастных случаев. Избежать этого полностью невозможно, и строительные компании решают возникающие сложности самостоятельно. Выплаты, связанные с ответственностью строительных компаний, безусловно, бывают, как и по страховым полисам.

Как раз возможность разобраться с проблемами самостоятельно позволяет застройщикам сохранить лицо, показать, что компания в состоянии без посторонней помощи разобраться с трудностями и тем самым продемонстрировать, что в финансовом плане положение дел стабильно. В свою очередь, складывающаяся практика системы солидарной ответственности показывает, что среди добросовестных СРО компенсационный фонд, как правило, остается нетронутым как своего рода неприкосновенный запас.

– Знаю, сейчас профессиональное сообщество активно занимается внедрением системы стандартов организаций. Такой подход должен позитивно повлиять на качество в строительной отрасли?

– На сегодня это один из инструментов саморегулируемых организаций, потому что не все, что касается технического регулирования, в большей степени связано с требованиями к конечному продукту – например, какая должна быть стена, насколько она может отклоняться и т.п. А есть еще система менеджмента качества, которая говорит, что если у тебя есть надлежащий персонал нужной квалификации, и ты все делаешь правильно согласно своей системе, то ты не можешь ошибиться и произвести некачественный товар или услугу.

Стандарты организации в первую очередь нацелены на описание процессов тех или иных работ. В нашей СРО – мы этот процесс уже начали – хотим внедрить стандарты, касающиеся общестроительных вопросов, то есть правила реконструкции, начала нового строительства, ввода готовых объектов в эксплуатацию. Это касается всех без исключения наших членских организаций. Следующим этапом будут профильные стандарты.

– Кто будет контролировать соблюдение стандартов?

– До сих пор СРО контролировали свои членские организации только относительно выдачи допусков на выполнение работ. Сколько специалистов, какой квалификации, когда они последний раз повышали квалификацию. Следующим этапом станет контроль на соответствие стандартам саморегулируемой организации. Это должно усилить контроль со стороны СРО и повысить их значимость.

При этом мы ведем активный диалог с органами государственного строительного надзора – как сделать, чтобы надзор со стороны СРО не превратился в дополнительную нагрузку, и чтобы из организации, которая должна приносить пользу введением своих стандартов, регламентирующих строительную деятельность, не превращаться в еще одну обузу, хомут для строительных организаций.


Дата публикации: 19.06.2012 13:51