Новости > Интервью с Антоном Глушковым о текущей работе и последних решениях Национального объединения строителей


Национальное объединение строителей активно работает над разрешением проблем отрасли и отстройкой законодательной базы, поскольку одной из целей его создания было исполнение представительских функций СРО на разных уровнях власти.   С декабря 2009 года НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» является учредителем национального объединения. О текущей работе и последних решениях нацобъединения в интервью члена Совета НОСТРОЙ, председателя Совета НП «СКС» Антона Глушкова.

 

- Просмотрев план на 2011 год, сложилось впечатление, что НОСТРОЙ хочет, чтобы как в советские времена – пятилетку за год. Задачи действительно масштабные. Успеете ли, Антон Николаевич?

- С каждым разом совещания Национального объединения строителей становятся все более насыщенными и продолжительными. Последнее заседание Совета длилось около восьми часов. Нам пришлось рассматривать достаточно большое количество вопросов, в частности, план работы на текущий год.

План состоит из 14 блоков. По большому счету, он затронул все важные и актуальные темы строительной отрасли. Пожалуй, это первый документ, который структурировал все задачи. Не знаю, конечно, насколько возможно реализовать данный план за год, так как объем работы действительно колоссальный. Это задачи не только на 2011, но и на 2012 и 2013 годы. И это скорее всего  не просто годовой план работы. Это документ более широкого масштаба, перечень тех задач, которые должен решать НОСТРОЙ.

 

- Наверняка, в числе первоочередных задач – вопросы, касающиеся технического регулирования.

- Вы правы, это один из важнейших аспектов, получивший отражение в плане. В строительной отрасли давно назрела необходимость актуализировать действующие СНиПы. Как раз сейчас этим мы и занимаемся в рамках НОСТРОЙ. Работы достаточно в этом направлении, так что она будет продолжена. Помимо этого необходимо гармонизировать требования к строительным организациям.

К тому же в планах правительства России перевод строительной отрасли на систему еврокодов. Если раньше существовали только техрегламенты, а в качестве подзаконных актов актуализированные СНиПы, то сейчас есть желание внедрить еще и систему еврокодов. На мой взгляд, структура у данных документов совершенно разная. И их существование одновременно невозможно, только параллельно.

 

- В чем же принципиальное различие?

- Российские документы в большей степени рассчитаны на регламентацию строительного процесса. Еврокоды же касаются потребительских свойств конечного продукта. В этом и состоит принципиальное различие. Они друг другу не противоречат, но подходят к одному и тому же объекту с разных сторон. Еврокод устанавливает требования к характеристикам объекта при его эксплуатации, то есть затрагивает все, что связано с объектом, когда его уже построят. Техрегламенты и СНиПы устанавливают требования к объекту на период его строительства.

Поэтому теперь помимо актуализации действующих техрегламентов, строительных норм и правил, НОСТРОЙ подключится к переводу еврокодов. Правда, в этой работе объединение согласно участвовать только на условиях софинансирования. Сейчас 25% затрат, которые идут на актуализацию технического регулирования — средства Национального объединения строителей, а оставшиеся 75% — федерального бюджета.

Уже определены первые восемь еврокодов, которые пойдут в дополнение к уже актуализированным действующим техрегламентам. В первую очередь это еврокоды, касающиеся требований к общественным и жилым зданиям. Наши членские организации также, при желании, могут принять участие в этом процессе, и направить свои предложения в Исполнительную дирекцию НП «СКС» для формирования и представления  позиции партнерства в нацобъединении.

 

- И за какой срок Россия должна перейти на еврокоды?

- За три года. Притом, что все европейские постсоветские страны, которые пытаются перейти на эту систему отвели на переходный этап 5-7 лет. На мой взгляд, повышенные обязательства, взятые Россией, в условиях отсутствия технической базы, актуализацией которой только сейчас занялись правительство совместно с НОСТРОЙ, это непосильная задача.

 

- То есть параллельно с переводом и техническим редактированием еврокодов нацобъединение будет заниматься еще и совершенствованием существующего отечественного законодательства?

- Именно так. НОСТРОЙ намерен добиваться усовершенствования законодательства в сфере требований в области саморегулирования, а также градостроительной деятельности. На сегодняшний день в Государственной Думе появились желающие полностью изменить структуру существующего Градостроительного Кодекса РФ,  разработать совершенно новый документ, взяв за основу документ другой страны. Есть мнение, что существующий Градостроительный кодекс сильно тормозит развитие строительной отрасли. В первую очередь в области земельных отношений, прав на землю. Рабочая группа по разработке уже создана.

Также мы не оставим попыток внести изменения в Федеральный закон от 21 июня 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Принято решение включить в смету расходов Национального объединения дополнительную строку и создать рабочую группу, которая займется составлением главы, касающейся строительного блока. На эту работу отведено два месяца. После чего поправка будет внесена на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

В принципе в рамках объединения будет развернута активная работа по содействию в устранении необоснованных административных барьеров. Напрямую вопрос не затрагивает сферу саморегулирования, но он актуален для строительной отрасли в целом. Проблема очень сложная. Существующая система хоть и затратная, и емкая, но тем не менее работает. Кардинальные перемены системы или ее упрощение может привести к неконтролируемому строительству. Конечно, существует масса барьеров, но как от них избавиться не в ущерб конечному потребителю, пока не ясно. Есть много вариантов решения вопроса, но пока нет определенности в этом направлении.

 

- А что касается  работы по приведению к единообразию в области саморегулирования? Если я правильно понимаю, в этом вопросе еще не поставлена точка.

- Сейчас в сфере саморегулирования у каждой СРО свои стандарты и подходы. Чтобы они начали работать в едином ключе, есть предложение организовать единую систему мониторинга, некую систему внутренней отчетности.  Помимо этого в рамках НОСТРОЙ предполагается заняться методологическим обеспечением членских организаций. На сегодняшний день каждая СРО разрабатывает внутренние документы сама для себя. На федеральном уровне не происходит никакой методологической работы. В связи с тем, что законодательно такой момент никак не урегулирован, принято решение сделать это централизованно в рамках Национального объединения. 

 

- Пожалуй, самая обсуждаемая тема последних месяцев – внедрение системы обязательной аттестации. Благодаря активной позиции НОСТРОЙ и ряда СРО в этом непростом вопросе удалось многого добиться.

- 2 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010г №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения, внесенные в статью 55.5 Градостроительного кодекса РФ, актуализировали термин «аттестация».
В этой связи все саморегулируемые организации обязаны были привести свои требования к выдаче свидетельств о допуске в соответствие с новыми формулировками законодательства, то есть установить для работников — членов СРО требования о проведении аттестации. По причине неясности формулировок в законе и отсутствия официальных комментариев возникла сложная ситуация. Строителям пришлось брать инициативу в свои руки. В результате появилась единая система аттестации, которая заработала 4 марта 2011 года.

Чтобы это произошло, в рамках НОСТРОЙ разработано 16 программ повышения квалификации для образовательных учреждений, выбираются на конкурсной основе лучшие организации, которые способны проводить такую аттестацию, уже начата разработка тестовых режимов для проведения самой аттестации.

 

- Насколько известно, есть идея о том, чтобы внедрить не только аттестацию специалистов и руководителей членских организаций СРО, но и экспертов СРО.

- Этот вопрос вызывал немало разногласий. В результате принято решение, разрабатываться требования к экспертам саморегулируемых организаций, которые проводят проверку строительных организаций. Хочу отметить, что и над механизмом повышения квалификации в рамках НОСТРОЙ будет идти работа в ближайшее время, поскольку необходимо актуализировать учебные программы повышения квалификации.

 

- Президент НОСТРОЙ Ефим Басин неоднократно заявлял в своих выступлениях, что борьба с недобросовестными строительными компаниями и СРО – одна из главных задач объединения. Уже определено, как это делать?

- Очень сложно бороться с потоком недобросовестных строительных компаний и СРО. Нет единой базы учета организаций – членов СРО. А между тем это позволило бы навести порядок, закрыть доступ на рынок так называемым компаниям-летунам, которые в силу ряда причин сначала выходят из состава одной СРО, а потом появляются в другой. Когда существовал федеральный лицензионный центр общероссийская база была, каждая компания стояла на учете. Почему бы не возродить такую практику.

 

- Какие еще задачи обозначены объединением на ближайшую перспективу?

- Предполагается расширить работу в издательской деятельности. В свет вышло несколько номеров специализированного бюллетеня. Его издание продолжится. Планируется увеличить количество материалов в СМИ, вплотную заняться развитием сайта НОСТРОЙ. Сегодня в его адрес очень много нареканий. Кстати, интернет-портал НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» часто приводят в пример. На нашем сайте представлена вся необходимая информация, нет рекламы, оформление лаконичное, форма подачи информации доступная, без излишеств.

Нацобъединение начало подготовку к четвертому Съезду СРО, который пройдет 28 апреля в Екатеринбурге. Напомню, первый и третий съезды состоялись в Москве, второй – в Санкт-Петербурге. То, что съезд будет на этот раз на Урале, свидетельствует о том, что НОСТРОЙ работает на территории всей России, а не замыкается в пределах Садового кольца, как опасались многие в начале. Уверен, со временем добьемся того, чтобы съезд СРО был проведен в Сибири, в Красноярске.

НОСТРОЙ принял решение об обращении в суд о взыскании задолженности с ряда членских организаций. Членство в НОСТРОЙ – обязательное условие для СРО. Федеральных документов, которые бы регламентировали процедуру оплаты членских взносов нет, кроме тех, что приняты НОСТРОЙ. Исполнительная дисциплина со стороны ряда саморегулируемых организаций довольно-таки низкая. Негативную практику нужно пресекать, поэтому объединение впервые перешло от убеждения к юридическому воздействию путем судебных разбирательств. Готовятся документы по лишению статуса члена НОСТРОЙ в судебном порядке в связи с нарушением статьи закона о требованиях к саморегулируемой организации.

Также в 2011 году будет идти работа по подготовке  регламентов всех комитетов НОСТРОЙ.

 

- Кстати, про комитеты. В составе НОСТРОЙ появился еще один подкомитет…

- Да, по ипотечному кредитованию долевого строительства. Возглавит его председатель Правления НП «Самарская гильдия строителей», член Ревизионной комиссии НОСТРОЙ Любовь Савельевна Аристова. Основными направлениями деятельности подкомитета станут мониторинг и анализ ипотечных программ банков России и АИЖК по кредитованию, обобщение и систематизация полученной информации, разработка предложений по взаимовыгодному сотрудничеству в сфере ипотечного кредитования.

Кризис ликвидности позади, банковский рынок ожил. В банках даже наблюдается избыток ликвидности. В рамках этого идет развитие ипотечных программ. Появляются новые программы, в качестве участников уже рассматриваются не только физические, но и юридические лица – строительные компании, которые могут закладывать строящиеся объекты под право требования на будущие объекты строительства. Правда, в России мало банков, которые готовы дать ипотеку под неготовый объект недвижимости. В частности, в Красноярском крае лишь 3-4 финансовых учреждения.

 

- Раз уж заговорили про банки, поясните нововведения относительно размещения средств компенсационного фонда СРО.

- Пока это лишь на стадии идеи. Существует проект федерального закона, направленного на совершенствование отношений, связанных с распоряжением размещения средств компенсационного фонда. И НОСТРОЙ поддерживает этот документ.

Сейчас СРО вправе размещать средства фонда в двух формах – на депозите или в депозитных сертификатах. Авторы проекта предлагают сделать процесс размещения максимально публичным. Дело в том, что по закону СРО раскрывает информацию только о размере и порядке формирования средств компенсационного фонда, но не обязана раскрывать информацию о состоянии компенсационного фонда ни перед кем, кроме членских организаций. В результате рождаются различные спекуляции с денежными средствами. Законопроект призван противостоять этому. Правда, в нем есть ряд ограничивающих условий. Например, средства могут размещаться только в банках с государственным участием в размере не менее 50%. Если в центральной части России таких банков достаточно много, то на территории края их всего пять. Это ограничивает конкуренцию. Проект закона уже направлен в Государственную Думу РФ, но первое чтение он еще не прошел. На мой взгляд, документ хорош, за исключением того пункта, о котором я только что сказал. Мне кажется, что будет более правильно в качестве критерия допуска тех или иных кредитных учреждений использовать международный банковский рейтинг, а не степень участия государства.

 

- А первые шаги по реализации плана уже сделаны?

- Решено направить в адрес президента НОСТРОЙ Ефима Басина письмо с просьбой обратиться в Минрегион России и внести дополнительные изменения в проект приказа «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Градостроительный план выдается с 2005 года. Форма, в которой он существует, не менялась с 2008 года. Проект приказа детализирует данный документ. В частности, появилось много дополнительной информации. С одной стороны это хорошо, так как любой правообладатель земельного участка, получая такой развернутый градостроительный план, получает максимум информации об участке. Но среди профессионального сообщества споры вызвал один пункт – наличие информации о санитарных зонах. Любой застройщик прежде чем получить разрешение на строительство должен получить санитарное заключение о пригодности участка под тот или иной вид строительства. Сейчас в массовом порядке идет застройка и реконструкция бывших промышленных территорий. Информацию о том, где какое производство находится, никто не актуализирует. Много территорий давно не используются как промзоны, но де юре таковыми являются. Если градплан будет утвержден в том виде, что сейчас предлагается, то это как минимум приведет к увеличению затрат застройщика, они будут вынуждены выполнять проекты сокращения санитарных зон существующих промышленных территорий, а как максимум – ограничит развитие некоторых территорий. На мой взгляд, эта информация является избыточной, так как застройщик все равно получает санитарное заключение. Поэтому НОСТРОЙ поддержал проект документа, но при условии исключения информации о санитарных зонах.

 

- И в заключении – как вы считаете столь масштабный план возможно реализовать за год?

- Объемы большие. Думаю, если НОСТРОЙ реализует хотя бы 30% от намеченных планов, это уже будет хорошим результатом.

 

Беседовала Власта Винская

 

(Интервью опубликовано в №10(237) газеты «Проекты Красноярья» от 22.03.2011 г.)


Дата публикации: 21.03.2011 13:04