Новости > Итоги Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации»


23 июня в Красноярске состоялось крупное мероприятие — Красноярский градостроительный форум «Развитие строительной отрасли Российской Федерации», в ходе которого российское строительное сообщество во главе с Национальным объединением строителей обсудило наиболее острые вопросы отрасли. Цифровизация и развитие строительной отрасли, ценообразование и кадровая политика – все эти темы нашли отражение на мероприятии.

О том, как происходит переход строительной отрасли на цифровые технологии, шла речь на Красноярском градостроительном форуме «Развитие строительной отрасли Российской Федерации», организатором которого выступило Национального объединения строителей (НОСТРОЙ).

Модератором сессии «Цифровизация в строительной отрасли» выступила замминистра строительства Красноярского края Елена Звонарёва. В дискуссии приняли участие председатель Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма, генеральный директор Союза Строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков, начальник центра компетенций по внедрению технологии информационного моделирования Департамента информатизации ОАО «Российские железные дороги» Игорь Рогачев, а также представители краевых органов госэкспертизы, Росреестра, НИИ и бизнеса.

Открывая сессию, Елена Звонарёва напомнила, что Красноярский край находится в числе лидеров по цифровизации среди регионов не только Сибири, но и всей страны – сейчас край входит в топ-10, а ставит себе задачу через год войти в топ-3. Здесь создана и функционирует региональная ГИСОГД (государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), разработан и утвержден ТИМ-мандат края и принято решение о создании Центра цифровой трансформации в строительной отрасли Красноярского края.

«Очевидно, что цифровизация – это тот потенциал, который позволяет существенно сократить инвестиционно-строительный цикл. И это не только время, но и деньги, и оптимизация всех процессов у заказчиков, подрядчиков, всех участников инвестиционно-строительного процесса. Это особенно важно сейчас, когда в отрасли идет глобальные процесс трансформации», – подчеркнула модератор.

Ирина Кузьма в своем выступлении привела данные НОСТРОЙ о том, как обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства. На платформе Единого информационного пространства НОСТРОЙ разработана «Система мониторинга по исполнению требований 311 ПП РФ» с использованием технологий машинного обучения. И данные мониторинга НОСТРОЙ по реализации задач по цифровой трансформации наглядно характеризуют отношение заказчиков к формированию информационной модели проекта. Невзирая на то, что согласно постановлению Правительства РФ № 331 (331 ПП РФ) с 1 января 2022 года все госконтракты должны содержать требования по формированию информационной модели, в январе 90% контрактов были заключены без требований применения ТИМ. При этом, отметила спикер, даже если контракт и содержит такие требования, в органы госэкспертизы проектная документация может направляться без информационной модели, а затем в таком неполном виде она поступает к строителям.

В настоящее время благодаря системе мониторинга НОСТРОЙ, к которой подключены уже все субъекты РФ (в ней также активно работают Минстрой России, региональные министерства строительства, ДОМ.РФ, есть доступ и у координаторов НОСТРОЙ по федеральным округам), ситуация улучшается. НОСТРОЙ выгружает всю информацию по контрактам, которая есть в единой информационной системе закупок и все регионы могут в онлайн-режиме видеть статистику по своим субъектам, чтобы оперативно влиять на ситуацию.

Сейчас НОСТРОЙ, имея информацию по 1770 заключенным с начала 2022 года госконтрактам, начинает мониторинг как исполнения договоров на проектирование с формированием информационной модели, так и передачу этой модели на этап строительства через систему ГИСОГД. Сейчас 20 контактов на проектирование завершено, и НОСТРОЙ будет очень плотно отслеживать, где и в каком виде размещена информационная модель, и как она используется строительными компаниями.

Ирина Кузьма также подробно разъяснила правовую ситуацию относительно постановлений Правительства РФ № 331 и №1431. Она подчеркнула, что сегодня ни о какой отмене формирования информационной модели речь не идет – на усмотрение заказчика передано только создание 3D-модели проекта, а все остальное – машиночитаемые форматы, XML-схемы – остаются. Задача, которая поставлена и которую никто не отменял, – это хранение в среде общих данных на всех этапах жизненного цикла цифровых сведений об объекте. Поэтому задача профессионального сообщества – сформировать грамотную цифровую среду в строительной отрасли.

Игорь Рогачев поделился опытом РЖД по внедрению и применению технологий информационного моделирования в проектировании, а также остановился на нюансах перехода строительной отрасли на «цифру», поскольку с качеством такого перехода есть определенные проблемы. Пока и заказчику, и участникам рынка чаще всего непонятно, как правильно информацию поместить в информационную модель, как правильно ее извлечь и работать. Сейчас РЖД проводит комплекс научно-исследовательских работ в этом направлении, чтобы понять, как правильно получить и поместить информацию в информационную модель, как ее классифицировать, описать и работать с этой информацией. Просто сделать информационную модель в каком-либо ПО и кому-то передать – уже недостаточно, нужно понимать, как правильно и во всей полноте ее использовать.

Кроме того, отметил спикер, у РЖД нет четкого понимания, как проходят все процессы в строительной отрасли, какая и на каком этапе должна быть документация, а без этого невозможно говорить о нормальном внедрении информационного моделирования. Сейчас компания подготовила для себя описание всех строительных процессов в своей области и теперь пытается понять, как правильно на основе этих процессов выстраивать информацию для информационной модели.

Руководитель Информационного центра Красноярской краевой государственной экспертизы Алексей Новоселов рассказал о том, как органы экспертизы переходили на «цифру» и электронный документооборот. Для того, чтобы снизить затраты на проверку проектной документации для обеих сторон, для верификации заявителя были использованы порталы государственных и муниципальных услуг. В 2017 году госэкспертиза Красноярского края полностью ушла от бумажного документооборота, все заключения начали выдаваться исключительно в электронном виде. А сегодня работа с документацией переводится в машиночитаемый формат на основе XML-схем – а это основа для перехода всей отрасли на информационное моделирование.

Генеральный директор Союза Строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков представил ГОСТ Р «Документация исполнительная: Формирование и ведение в электронном виде». Стандарт разрабатывался НОСТРОЙ совместно с Союзом строительных компаний Урала и Сибири в рамках реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ. Его применения станет обязательным с 1 января 2023 года. На основе этого ГОСТа будут разработаны и другие документы, которые существенно облегчат формирование исполнительной документации в электронном виде. При этом внедрение ГОСТа идет довольно непросто, потому что органы стройнадзора пока не готовы принимать документацию исключительно в электронном виде, и здесь необходимы не только пилотные проекты в таких передовых регионах как Санкт-Петербург и Московская область, но и определенные решения на федеральном уровне.

Технический директор Института УралНИИстрой Эльдар Ахтямов рассказал о применении цифровых решений для входного контроля. Сегодня цифровизация строительной отрасли без цифровизации входного контроля качества строительных материалов представляется невозможной. Обязательный входной контроль прописан и в Градостроительном кодексе, и в Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений». Однако зачастую эти процессы идут довольно формально, а участников процесса лабораторных испытаний и сертификации строительной продукции сегодня очень много, и далеко не все они добросовестные. Если же говорить о цифровизации входного контроля, то здесь, считает спикер, может быть внедрен электронный журнал испытаний входного контроля, куда заносятся все без исключения поступающие на стройку материалы. Следующий шаг – цифровизация работы испытательных лабораторий, начиная от приезда специалистов на объект и включая занесением результатов испытаний в электронный журнал входного контроля.

Руководитель департамента ООО «АНИК ЛАБ» Роман Масалитин рассказал о цифровых решениях для строительства, в том числе, четырех домов в Норильске, на которых сейчас Красноярский край отрабатывает технологии информационного моделирования. Здесь будут опробованы цифровые системы работы заказчика и застройщика, а также органов надзора и их взаимодействие. Результаты этого пилотного проекта могут быть в дальнейшем масштабированы на всю Российскую Федерацию.

Заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Елена Бортникова рассказала о цифровой экосистеме в сфере недвижимости – переводе всех услуг Росреестра в цифровой формат и создании единой системы пространственных данных. В проекте – умный кадастр, который будет осуществлять поиск объектов недвижимости и устранять возможные ошибки в реестре, единая онлайн-площадка для всех участников купли-продажи объектов недвижимости и так далее.

Также участники сессии обсудили дайджест событий в сфере цифрового строительства и их возможные последствия – об этом рассказал начальник управления BIM в строительстве АО «Рублево-Архангельское», эксперт Университета Минстроя НИИСФ РААСН Вадим Степанов. А генеральный директор ООО «Джемс Девелопмент» Алексей Дударев в своем выступлении связал технологии информационного моделирования в строительстве с цифровизацией градостроительства, потому что все построенные объекты должны вписываться в единую городскую среду, в том числе, и в ее цифровой двойник.

Материалы мероприятия:

 

Темой расширенного заседания Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое России главной стало ценообразование при капитальном ремонте многоквартирных домов.

В расширенном заседании Комиссии приняли участие заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько, заместитель министра строительства Красноярского края Ирина Сосновская, генеральный директор Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края Михаил Попелышев, исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова, координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко и другие. Модератором выступил президент НОСТРОЙ, председатель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Антон Глушков.

Открывая дискуссию, Антон Глушков подчеркнул, что тема ценообразования в строительстве в целом и при капитальном ремонте многоквартирных домов является одной из самых острых в настоящее время, и именно поэтому назрел предметный разговор о том, какие проблемы возникают у подрядчиков при капремонте многоквартирных домов (МКД) с точки зрения финансирования работ.

Алексей Ересько напомнил, что ежегодно капитальный ремонт проводится в более 45 тыс. многоквартирных домах. Всего в региональные программы капремонта включено 724 тыс. МКД, площадью 2,7 млн кв. м, в которых проживает 91 млн человек.. Особые условия работы – без отселения жильцов – требуют от подрядчиков особых навыков, умения работать в стесненных условиях, соблюдая очень сжатые сроки. Вопросы ценообразования в капремонте стали весьма острыми, и в последнее время принят ряд решений, которые позволят не снижать темпы капитального ремонта в стране. В частности, внесены изменения в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, а также в постановления Правительства России № 615 и № 1667, которые уточнили регламент работы операторов капитального ремонта, позволили устанавливать аванс для проведения капремонта свыше 30%, в том числе на приобретение стройматериалов, а также дано право увеличивать цену договора до 30% при подорожании строительных ресурсов.

Антон Глушков в своем выступлении подробно остановился на проблемах ценообразования в строительстве на примере Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Говоря о росте стоимости материалов, которое существенно влияет на ценообразование в строительстве и капитальном ремонте, он сообщил, что среднее удорожание по отдельным материалам за 1 полугодие 2022 года в СФО (на примере Красноярска) составило: цемент – 14,1%, бетон – 7,6%, плиты перекрытия – 8,7% и т.д.

НОСТРОЙ провел анализ влияния роста цен основных ценообразующих строительных материалов на конечную стоимость работ на примере капитального ремонта стропильной крыши в кирпичном доме. Среднее увеличение стоимости капитального ремонта при росте цен на основные строительные материалы по СФО составит 18,5% при средней сметной прибыли по данному виду работ 8,7%.

«Мы видим достаточно большое недофинансирование объекта. По регионам СФО: минимальное – 4,3% (Республика Тыва) и максимальное – 28,1% (Алтайский край). При ориентировочной средней стоимости объекта 2,5 млн рублей (в ценах 1 квартала 2022 года) недофинансирование объекта в денежном выражении может составлять от 107,5 тыс. руб. до 702,5 тыс. рублей. Реализация такого контракта становится убыточной», — подчеркнул Антон Глушков.

НОСТРОЙ проводит мониторинг контрактов на проведение капитального ремонта в регионах России, и если говорить о СФО и ДФО, то здесь ситуация с их заключением и исполнением довольно критическая. Согласно данным РТС-тендер (электронная торговая площадка для государственных и муниципальных закупок) по капитальному ремонту за 5 месяцев 2022 года 48% не состоявшихся торгов по РФ. Это говорит о необъективной начальной цене работ, несоответствующей фактической на рынке, отметил спикер.

Доля заключенных договоров на 01.05.2022 г. от плана (в разрезе федеральных округов) составила по СФО — 30,6%, по ДФО — 29,6%. Доля выполненных работ по заключенным договорам на 01.05.2022 г. (в разрезе федеральных округов) составила по СФО — 33,2%, по ДФО — 14,9%. Некоторые регионы, такие как Республика Алтай, Еврейская АО и Чукотский АО, на 01.05.2022 года не имеют выполненных работ вообще.

Также Антон Глушков обратил внимание регионов на наполнение ФГИС ЦС – благодаря усилиям СРО этот показатель вырос в два раза, однако он еще далек от необходимого.

«Всем регионам необходимо активизировать работу по наполнению ФГИС ЦС и работать в данном направлении совместно с региональными центрами и минстроями», — призвал президент НОСТРОЙ.

Председатель Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе Эдуард Дадов, отмечая крайне сложную проблему ценообразования при капитальном ремонте, сообщил, что ближайшее заседание Комитета будет посвящено именно этому вопросу.

Ирина Сосновская остановилась на типовых проблемных вопросах, возникающих при реализации договоров на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Прежде всего, такой проблемой является рост стоимости стройматериалов. Кроме того, 2021 год стал переходным с территориальных расценок на федеральные единичные расценки, и это не лучшим образом повлияло на стоимость капремонта.

С начала 2022 года зафиксирован существенный рост стоимости работ по капремонту, а также возникли трудности по доставке оборудования, прежде всего импортного производства. В апреле руководство региона приняло решение о пересмотре стоимости работ по капитальному ремонту в сторону увеличения, также был рассмотрен вопрос об оперативной замене импортного оборудования на отечественное, прежде всего насосных станций и прочей инженерии.

Анна Мамонова рассказала об особенностях формирования предельной стоимости выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, новом составе Технического Комитета под председательством замминистра строительства Алексея Ересько и о создании Совета ЖКХ, объединяющего все организации в сфере ЖКХ. В работе профильных комитетов Совета, сообщила она, будут рассмотрены, в том числе, вопросы организации капремонта наружных сетей.

Участники заседания поделились информацией о типовых проблемных вопросах, возникающих при реализации договоров на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в регионах.

Михаил Попелышев акцентировал внимание на особенностях работ при проведении капремонта зданий, включая очень короткие сроки подготовки проектной документации и самих ремонтных работ.

«Это очень быстрые процессы, которые исключают изменение проекта, а все работы нужно уложить в 3-4 месяца. И поэтому времени для маневра, в том числе, с пересчетом стоимости договоров, очень мало», — отметил генеральный директор Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края.

Максим Федорченко обратил внимание на проблему пересчета контрактов в СФО.

«В Иркутской области пересчитано два контракта, в Кемеровской области от 20 до 30 контрактов, в Новосибирской области два контракта, в других регионах ноль», — прокомментировал он ситуацию в СФО по пересчету договоров на капитальный ремонт МКД в связи с ростом цен на строительные ресурсы.

Также он отметил сильное снижение в 2022 году по сравнению с прошлыми годами доли заключенных контрактов относительно количества извещений, поданных на торги.

«Алтайский край — снижение до 47%, Кемеровская область — с 64% до 30%, Томская область — снижение на одну треть, Республика Тыва — с 70% до 19%, Омская область — с 78 % в 2020 г., 25% в 2021 г. до 1,3% в 2022 г., Новосибирская область — с 45% до 20%», — привел статистику Максим Федорченко.

Остальные субъекты, со слов координатора НОСТРОЙ по СФО, показали в 2022 году неплохие результаты по контрактованию работ на капитальный ремонт МКД. Это достигнуто благодаря пересмотру в данных регионах предельной стоимости работ и творческому подходу к формированию цены лотов.

По итогам заседания Комиссия по вопросам ценообразования в строительстве приняла решение о рекомендации разработки профстандарта для выполнения работ по капремонту многоквартирных домов с рекомендуемой технологической картой по трудозатратам, где должны быть учтены повышающие коэффициенты для работ без отселения граждан и учитывающего специфику такой деятельности.

Материалы мероприятия:

 

Сессия «Кадровая политика в строительной отрасли» в рамках Красноярского градостроительного форума была посвящена развитию программ специалитета и гибких образовательных траекторий, а также высшего строительного образования в условиях выхода из Болонского соглашения.

Участниками сессии стали представители проектных и строительных организаций, представители и руководители саморегулируемых организаций, архитектурно-строительных вузов и колледжей, профессионалы в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Президент Национального объединения строителей Антон Глушков заявил, что с учетом поставленной перед отраслью задачи по увеличению объема ежегодного ввода жилья к 2030 году необходимо наращивать численность кадрового состава – как рабочих, так и инженеров – для российских строек. Поэтому особенно важно сейчас определить новые горизонты развития кадрового потенциала и выработать решения проблем, с которыми сталкиваются работодатели и профильные учебные заведения. Антон Глушков напомнил, что накануне в рамках совместного заседания Совета НОСТРОЙ и Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» поднимался вопрос о необходимости перехода от степени «бакалавр» к степени «специалист» по направлению подготовки «Строительство» в профильных вузах страны.

Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин по видео-конференц-связи сказал, что Болонская система оказывает серьезное влияние на качество подготовки строителей и архитекторов – его необходимо усиливать за счет расширения практических навыков. Он добавил, что для системы строительного профессионального образования важнейшим событием стало создание Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» в 2021 году. Президент НОПРИЗ предложил вовлекать студентов в проектирование объектов уже на втором курсе обучения за счет создания специальных подразделений на базе профильных вузов.

Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов подчеркнул, что кадры – основа развития любой отрасли, а перед строительством сейчас стоит ряд ответственных задач, поэтому важно, чтобы была выстроена эффективно и результативно работающая система подготовки кадров.

Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский также согласился с тем, что вопрос кадровой политики – один из самых важных, и заметил, что в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозном на период до 2035 года кадровая политика заложена как один из фундаментов раздела «Новый ритм строительства». Он подчеркнул, что решение вопросов сокращения инвестиционно-строительного цикла, излишних процедур и контрольно-надзорной деятельности возможно за счет повышения ответственности и расширения полномочий специалистов, которые работают непосредственно на стройке. А достичь этого можно благодаря повышения уровня образования и квалификации. Одним из таких шагов станет обязательная процедура независимой оценки квалификации с 1 сентября 2022 года.

Заместитель министра строительства Красноярского края Елена Звонарева добавила, что изменения в самой отрасли влекут за собой и профессиональную трансформацию, что является серьезным поводом для освоения строителями новых знаний и навыков.

Заместитель директора Департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя России Максим Андреянов, выступив по видео-конференц-связи, подчеркнул, что нужно создать собственную уникальную систему образования, ориентированную на формирование талантливых инженеров, устранение барьеров между генерацией знаний, разработкой новых технологических решений и их применением в отрасли.

Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, секретарь Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Общественного совета при Минстрое России Надежда Прокопьева подчеркнула, что системе строительного образования требуется перезагрузка, поскольку от уровня подготовки специалистов зависит качество строительства объектов.

Проектор НИУ МГСУ Вера Галишникова, заявила, что в задачи строительных вузов сегодня должны входить создание научных основ отрасли и подготовка кадров, способных применять и создавать новые научные знания; разработка и трансфер технологий, решение прикладных задач отрасли, аналитическая деятельность; опережающая подготовка кадров для отрасли; развитие цифровых компетенций студентов и работников отрасли и другие. Она уточнила, что «необходимо превратить обучающихся из потребителей образовательных услуг в личностей, осознанно овладевающих основами профессиональных знаний».

Кроме того, Вера Галишникова представила механизмы отраслевой ориентации образовательных программ, поблагодарила НОСТРОЙ и НОПРИЗ за участие в формировании перечня компетенций в образовательных программах, основанных на профессиональных стандартах. Говоря о сетевых программах, она отметила совместный с НОСТРОЙ образовательный проект «Школа заказчика объектов капительного строительства», в рамках которого обучение прошли 277 человек.

В завершение проректор НИУ МГСУ озвучила приоритетные задачи, в числе которых – возвращение к системе подготовки специалистов, обеспечивающей «отраслевую зрелость», развитие системы непрерывного обеспечения качественными кадрами строительной отрасли, увеличение контрольных цифр приема на программы подготовки специалитета с учетом потребностей в кадрах.

Ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (СИБСТРИН) Юрий Сколубович в своем выступлении акцентировал внимание участников сессии на том, что необходимо четкое задание от отрасли, какой специалист нужен. При этом важен комплексный подход при подготовке кадров для отрасли, включающий поддержку государства, финансирование, научно-исследовательские наработки и сотрудничество строительных компаний с вузами.

Генеральный директор ООО «СК «СибЛидер» Игорь Шимановский считает, что строительные компании должны активно участвовать в системе подготовки специалистов, и делать это нужно, когда потенциальные их кадры обучаются на последних курсах. Он подчеркнул, что сегодня отрасли нужно делать ставку именно на человеческий ресурс, при этом «главным должен стать именно студент и его интерес работать на стройке – это и будет отправной точкой».

Проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Михайлов, выступая по видео-конференц-связи, обратил внимание на один из самых значимых и актуальных аспектов реализации основных образовательных программ в контексте перспектив кадровой политики. Речь идет об одновременном получении нескольких квалификаций, а также подтвердил целесообразность идти по пути сопряжения ГИА с независимой оценкой квалификации.

Директор Инженерно-строительного института, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Галина Козинец рассказала о том, как на базе вуза реализуется стратегия образовательной деятельности по направлению «Строительство» в рамках концепции «Лайф лонг лёнинг», где студенты обучаются компетенциям технологии информационного моделирования и в полном объеме овладевают новыми технологиями проектирования объектов строительства. Программа специалитета здесь рассчитана на 6 лет, где последний год является практико-ориентированным.

Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова в своем выступлении остановилась на вопросах реализации молодежной политики в университете.

В завершение сессии были озвучены решения, которые включены в итоговую резолюцию, по развитию высшего строительного образования, а также программ специалитета в условиях выхода из Болонского соглашения.

Материалы мероприятия:

 

Красноярский градостроительный форум «Развитие строительной отрасли Российской Федерации» завершился пленарным заседанием, ключевой темой которого стала Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

В заседании приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин, его первый заместитель Александр Ломакин, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ – директор Департамента ценообразования в строительстве нацобъединения Павел Малахов, председатель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, координатор нацобъединения по СФО Максим Федорченко и заместитель председателя Правительства Красноярского края Сергей Козупица. Модератором дискуссии выступил президент Национального объединения строителей Антон Глушков.

Ирек Файзуллин, выступая по видео-конференц-связи, напомнил о прошедшем на днях заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации под председательством Президента РФ Владимира Путина, где главной темой стала Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Министр поблагодарил Национальное объединение строителей и его президента Антона Глушкова за участие в разработке документа, благодаря которому отрасль сегодня переходит на долгосрочное планирование реализации поставленных задач по улучшению качества жилья российских граждан. Глава Минстроя России перечислил основные мероприятия, которые предстоит выполнить в рамках развития отечественного стройкомплекса.

На основных направлениях Стратегии в своем докладе остановился Александр Ломакин. Среди них – новая градостроительная политика. Она направлена на сбалансированное территориальное развитие страны в целом и раскрытие потенциала региона, создание новых рабочих мест там, где это наиболее востребовано. Одним из механизмов для реализации этой задачи является комплексное развитие территорий (КРТ), который позволяет решить многие проблемы российских городов, в том числе в области ликвидации ветхого и аварийного жилья, развивать территории.

Еще одно направление Стратегии развития строительной отрасли – новые жилищные возможности, ключевая цель которого заключается в повышении доступности жилья и создания комфортной среды для жизни. Для реализации этого направления планируется сформировать новое меню поддержки жилищного строительства, которое бы учитывало региональную специфику.

Александр Ломакин также заявил, что для реализации задач Стратегии, в том числе и по жилищному строительству, сейчас формируется пятилетний комплексный план обновления территорий, который будет включать расселение аварийного жилфонда, модернизацию коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды. Этот план позволит взаимно увязать основные мероприятия для получения наибольшего синергетического эффекта. Кроме того, прорабатывается пятилетний план предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов с продлением до 2030 года.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков напомнил, что вопросы повышения эффективности реализации проектов КРТ в регионах и увеличения объема выдачи инфраструктурных бюджетных кредитов субъектам активно обсуждались в рамках состоявшейся накануне Межокружной конференции министров строительства и представителей саморегулируемых организаций Сибири и Дальнего Востока. Глава нацобъединения сообщил, что участниками мероприятия выработаны предложения, которые в ближайшее время будут направлены в Минстрой России.

Говоря о Стратегии развития строительной отрасли, Антон Глушков отметил, что это – не декларативный документ, а набор показателей, ориентируясь на которые отрасли предстоит в ближайшее десятилетие выполнить ряд мероприятий.

Одно из них – профессиональная трансформация. Павел Акимов представил проект Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. Документ определяет ключевые цели и задачи строительного образования, инструменты его развития как в России, так и за рубежом, нормативно-правовое регулирование, а также важнейший вопрос, который стал одним из обсуждаемых на форуме – продуктивное взаимодействие с работодателями и органами власти. Ректор НИУ МГСУ детально рассказал о каждом из направлений Концепции и принципах их реализации.

Михаил Посохин, выступая по видео-конференц-связи, сказал, что Стратегия представляет собой всеобъемлющий документ, в котором субъектами, ведомствами и представителями профессионального сообщества были проанализированы вызовы, стоящие перед отраслью. Для их преодоления предложены механизмы, использование которых потребует мобилизации сил и ресурсов всех участников инвестиционно-строительного цикла.

Еще одно направление, которое включено в Стратегию – сокращение обязательных требований в сфере строительства. Напомним, что мероприятия по уменьшению обязательный требований в строительстве ведется по поручению Президента Российской Федерации. В рамках совершенствования системы технического регулирования в строительстве НОПРИЗ разработана соответствующая Концепция, которую на Красноярском градостроительном форуме по видео-конференц-связи представил Анвар Шамузафаров. Он рассказал о ключевых положениях документа, целях и задачах.

Заслушав докладчика, Антон Глушков предложил провести в ближайшее время отдельное совещание, посвященное вопросам совершенствования системы технического регулирования в строительстве, с участием проектировщиков. 

Глава Национального объединения строителей также напомнил, что в рамках заседания Президиума Государственного Совета РФ Президент России Владимир Путин поставил задачу, чтобы доля импортных стройматериалов и оборудования в стране не превышала 5%. НОСТРОЙ совместно с Минстроем России был разработан Каталог импортозамещающих стройматериалов и оборудования. Об электронном сервисе и его возможностях рассказал Павел Малахов. Он подчеркнул, что Каталог является стартовой площадкой, которая будет наполняться, а при необходимости трансформироваться в соответствии с потребностями участников строительного рынка.

С докладом о реализации проектов КРТ жилой застройки как механизме обновления жилищного фонда и городских пространств в регионах Сибири выступил Максим Федорченко. Он остановился на основных направлениях реализации программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года, на территории субъектов Сибирского федерального округа. Спикер уточнил, что самым востребованным и эффективным способом расселения граждан из аварийного и ветхого жилья является реализация проектов КРТ жилой застройки. А в целом, сказал Максим Федорченко, механизм КРТ сегодня становится трендом российского жилищного строительства на ближайшие десятилетия. При этом достичь эффективности реализации таких проектов возможно благодаря взаимодействию публичного и частного инвесторов. Однако одного механизма КРТ недостаточно, поскольку требуется большой объем денежных средств на обеспечение территорий объектами инфраструктуры. Поэтому механизм КРТ должен сочетаться с программами поддержки инфраструктурного развития, резюмировал Максим Федорченко.

О реализации проектов жилищного строительства, объемах возводимого жилья в Красноярском крае, рассказал Сергей Козупица.

Подводя итог пленарного заседания, Антон Глушков поблагодарил его участников и отметил, что сам форум стал беспрецедентной дискуссионной площадкой, на которой собрались представители профильных образовательных учреждений, саморегулируемых организаций, органов региональной и федеральной власти и отраслевые эксперты. Благодаря конструктивному диалогу были затронуты проблемные вопросы строительной отрасли и сформулированы пути их решения. Предложения, озвученные по итогам мероприятий форума, войдут в резолюцию, которая будет направлена в регионы.

Материалы мероприятия:

По материалам НОСТРОЙ

Дата публикации: 24.06.2022 16:15