Новости > Важные изменения в градостроительном законодательстве


Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщают федеральные СМИ.

Указанным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральные законы «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», «О некоммерческих организациях».

Законом устанавливаются случаи обязательного членства в саморегулируемой организации в сфере строительства, определён перечень лиц, имеющих право выполнения работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального ремонта без обязательного членства в саморегулируемой организации.

Изменяются условия приобретения статуса саморегулируемыми организациями в области строительства и вводится региональный принцип деятельности саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. В соответствии с принципом регионализации одна саморегулируемая организация может объединять в своём составе только лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Федерации, в котором она зарегистрирована. Такой саморегулируемой организации запрещается образовывать обособленные филиалы, представительства и территориальные подразделения, расположенные за пределами этого субъекта Федерации.

Законопроектом вводится понятие «специалисты по организации проектирования и организации строительства», при этом Национальные объединения саморегулируемых организаций наделяются полномочиями по ведению национального реестра указанных специалистов.

Саморегулируемые организации получают право формировать дополнительный компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в целях обеспечения имущественной ответственности своих членов по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда, заключаемым на конкурсной основе.

Определены уровни ответственности членов саморегулируемой организации и дифференцированные размеры взносов в такой компенсационный фонд в денежном выражении с учётом совокупного размера обязательств по договорам подряда. В пределах такого компенсационного фонда устанавливается субсидиарная ответственность саморегулируемой организации по обязательствам своих членов, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда, заключаемым в соответствии с российским законодательством в сфере закупок, в том числе возмещение реального ущерба и неустойки (штрафа) по таким договорам.

Также вносятся изменения в Градостроительный кодекс, уточняющие критерии приёма в члены саморегулируемой организации юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также случаи прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации, и устанавливающие запрет на уплату взноса в компенсационный фонд организации в рассрочку или третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации.

Законом устанавливается обязанность по размещению компенсационных фондов на специальных счетах в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется двумя новыми статьями, устанавливающими административную ответственность саморегулируемых организаций и должностных лиц за несвоевременное представление или непредставление документов и сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций или представление сведений, содержащих недостоверную информацию, а также за несоблюдение обязательных требований по хранению и ведению дел членов саморегулируемых организаций.

Часть положений Федерального закона вступает с даты официального опубликования (04.07.2016), часть – с 01.07.2017.

Для саморегулируемых организаций устанавливаются различные сроки для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями установленными частями 1-4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса в части исключения членов, зарегистрированных на территории на других субъектов Российской Федерации, формирования и размещения средств компенсационных фондов, подтверждения соответствия действующих членов саморегулируемых организаций установленным требованиям.

Действие свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекратится с 1 июля 2017 года.

 Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), объединяющая свыше 127 тыс. стройкомпаний, провела «круглый стол» на тему «Модернизация системы саморегулирования (СРО) в строительстве». Его участники обсудили основные положения Федерального закона № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 3 июля 2016 года.

Открывая дискуссию, руководитель Аппарата НОСТРОЙ Виктор Прядеин остановился на предпосылках внесения поправок в законодательство о саморегулировании в строительстве. Он отметил, что реформа системы СРО была ожидаемой. В деятельности саморегулируемых организаций были достижения, но накопилось немало недостатков. Среди них, в первую очередь, возникновение коммерческих СРО, занимающихся торговлей допусками, из-за чего допуск перестал быть документом, гарантирующим качественное, безопасное и надёжное выполнение работ. Были, по словам Виктора Прядеина, и СРО, осуществлявшие лишь формальный контроль за деятельностью своих членов. Пользуясь несовершенством законодательства, они проводили только заочную, документарную, проверку, не выходя из офиса.

Как подчеркнул руководитель Аппарата НОСТРОЙ, «новый закон призван ликвидировать все эти проблемы в функционировании системы СРО». Он напомнил, что процесс перехода на новую систему саморегулирования должен завершиться до 1 октября 2017 года.

– Изменения коснутся и кадрового состава аппаратов СРО, – добавил Прядеин. – Будут внедрены квалификационные стандарты, согласно которым руководить отраслевыми СРО смогут только люди, имеющие непосредственное отношение к строительству.

В свою очередь, глава аппарата другого нацобъединения – НОПРИЗ Сергей Кононыхин заверил собравшихся, что законотворческая деятельность в области саморегулирования будет продолжена.

– Предстоит работа над целым пакетом нормативно-правовых актов. Согласно плану, предложенному Минстроем России, в этом процессе предусмотрено всестороннее участие национальных объединений, – сообщил он.

Серьёзную обеспокоенность вызывала непрозрачность размещения средств компенсационных фондов СРО. Так, Виктор Прядеин рассказал, что на счетах проблемных банков (с отозванными ЦБ РФ лицензиями) «зависло» примерно 25 млрд. рублей из 97 млрд., собранных ранее в компфонды СРО. При этом регулятор уже предупредил, что вернуть удастся не более 20% этой суммы.

Представитель Минстроя России Дарья Бабич в своём выступлении тоже уделила много внимания вопросам размещения компенсационных фондов СРО. Она выразила уверенность, что этот процесс станет максимально прозрачным, когда средства будут находиться в тех банках, которые определит Правительство РФ. Кстати, соответствующий проект постановления о предъявляемых требованиях к банкам (одно из главных – наличие собственного капитала не менее 100 млрд. рублей), в которых с 1 ноября 2016 года будут размещаться средства компфондов строительных СРО, уже появился на федеральном портале правовых документов. По предварительным оценкам, допуск к деньгам СРО смогут получить только 12 российских кредитных организаций. Обсуждение проекта постановления завершится 5 августа. Предполагается, что документ вступит в силу в сентябре 2016 года.

В ходе мероприятия также обсуждались региональный принцип формирования СРО, вопросы перехода из одной СРО в другую, создания национального реестра специалистов, разработка единых стандартов деятельности СРО и другие не менее важные темы.

– Обсуждение реализации закона ещё будет продолжаться, – пообещал Виктор Прядеин. – Мы готовы отвечать на любые вопросы строителей и СРО, в том числе через такие интерактивные сервисы, как онлайн-приёмная президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова на нашем сайте, где публикуются в том числе разъяснения по применению 372-ФЗ.

Самым важным при изменении системы ценообразования в строительстве является создание ГИС – Минстрой. Глава Минстроя России Михаил Мень рассказал о ключевых федеральных законах, принятых Госдумой РФ в весеннюю сессию 2016 года, сообщает пресс-служба ФАУ «ФЦЦС».

В числе важнейших законодательных инициатив Минстроя России Михаил Мень назвал Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Закон № 369-ФЗ направлен на совершенствование системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности. В законе сформулированы понятия сметных норм, сметных нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов для формирования единого подхода при разработке нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

– Самое важное – это создание ГИС (Государственной информационной системы), включающей реестр сметных нормативов и результаты мониторинга стоимости строительных ресурсов в разрезе субъектов РФ, – подчеркнул Михаил Мень.

Также глава ведомства отметил, что принятие Закона № 369-ФЗ станет важным шагом в решении комплексной задачи по максимально достоверному определению начальной цены государственного контракта.

Закон устанавливает обязательность применения сметных нормативов, внесённых в федеральный реестр при строительстве объектов не только за счёт федерального, регионального и муниципального бюджетов, но и для государственных корпораций, а также юридических лиц, более чем на 50% принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

В разработке находится ряд подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе проект постановления правительства о порядке мониторинга.


Дата публикации: 25.07.2016 15:02