Новости > НП «СКС»: взгляд в будущее (газета «Проекты Красноярья», №50 от 24.12.2013 г.)


Пока одни только подводят итоги работы за 2013 год, другие уже готовятся к новому этапу. 18 декабря на внеочередном Общем собрании членские организации НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» рассмотрели ряд вопросов, которые напрямую касаются их деятельности в будущем.

В составе НП «СКС» – все основные крупные участники строительного рынка Красноярского края, которые традиционно делают большой вклад в развитие региона. В ближайшие годы нагрузка на красноярских застройщиков будет расти. Чтобы они справились со своими прямыми обязанностями на «отлично», условия работы должны быть максимально комфортными, чтобы не отвлекать их внимание на возникающие проблемы, в частности, соблюдения требований законодательства. В этой связи НП «СКС» внимательно отслеживает все изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность строительного комплекса, в частности, в области саморегулирования, и оперативно корректирует внутренние документы.

ОСЧ 18.12.2013На этот раз изменения затронули Требования НП «СКС» к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии.

– Изменения, которые мы предлагаем внести в Требования, в первую очередь вызваны изменением законодательства, – заявила заместитель руководителя Контрольно-правового комитета НП «СКС» Светлана Бутовичева. – В частности, изменением Приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», из которого другим Приказом № 714 Ростехнадзора от 15 декабря 2011 года исключен порядок организации и прохождения аттестации работниками, занятыми на объектах использования атомной энергии. А также со связанными с этим замечаниями Ростехнадзора в адрес нашей саморегулируемой организации относительно Требований к выдаче свидетельств о допуске на объекты использования атомной энергии.

Прежде всего, из Перечня видов работ, на которые могут быть получены свидетельства о допуске на объекты использования атомной энергии, исключены полностью группы видов работ: 19, 22, 27, 31, оставлен только вид работ 33.1.12. Также исключены виды работ: 20.6, 20.7, 23.9, 23.17, 23.34, 24.31, 25.3, 25.5, 32.9, 32.14. Кроме этого, добавлены виды: 26.1, 26.3, 26.4, 26.5, 26.6, 26.7, 26.8.

Но проблема имеет еще и другую грань. На сегодня нет ни одного нормативного документа, который бы регламентировал порядок прохождения аттестации работниками, выполняющими строительные работы на объектах использования атомной энергии. НП «СКС» были направлены запросы в Центральный аппарат Ростехнадзора и Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора с целью дать официальное разъяснение по поводу того, каким образом должна проводиться такая аттестация. Ответа из Центрального аппарата Ростехнадзора до настоящего времени не получено.

Межрегиональное территориальное управление пояснило, что в связи с отсутствием специальных требований к прохождению аттестации в области использования атомной энергии Партнерству необходимо при установлении требований к системе аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам Ростехнадзора, руководствоваться нормами для аттестации работников, заявленных при выполнении работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства. В связи с этим указанные Требования НП «СКС» к выдаче свидетельств о допуске на объекты использования атомной энергии особых изменений не претерпели.

– В частности внесены некоторые корректировки в пункт 1.6 раздела 2 «Общие требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии», который устанавливает формулу для расчета необходимого количества работников, которые заявляются при получении свидетельства о допуске на два или более видов работ, входящие в разные группы видов работ, – объяснила Светлана Бутовичева. – Пункт дополнен последним абзацем, которого раньше не было: «Округление к целому числу при расчете количества работников каждой из групп по установленной настоящими Требованиями формуле осуществляется к большему числу». Это дополнение устранит неоднозначное толкование результата расчета, который получается при использовании формулы. Данное положение основано на разъяснении Минрегиона от 29 апреля 2010 года.

Изменения затронули также перечень документов, которые подтверждают наличие системы аттестации работников членов Партнерства, подлежащих аттестации по правилам Ростехнадзора. Это подпункт 4 пункта 2 части 2 «Требования к квалификации и аттестации». Так, представление Положения об аттестации работников членов Партнерства является не обязательным и осуществляется лишь в случае наличия такого Положения на предприятии.

Применение на практике Приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37 и Требований НП «СКС» вызывало разногласия. Партнерством был сделан запрос в контролирующий орган, из ответа которого следует, что, поскольку Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утверждено Приказом № 37, следовательно, разрабатывать дополнительно не требуется. В то же время согласно указанному разъяснению Ростехнадзора, положение пункта 19 Приказа № 37, устанавливающего необходимость утверждения руководителем предприятия графика аттестации работников, является обязательным и должно исполняться.

И последнее изменение связано с введением двух новых документов в перечень документов, подтверждающих наличие системы аттестации работников.

– Это протокол заседания аттестационной комиссии. Обращаю внимание, что в случае первичной аттестации он должен быть при наличии, а в случае проведения внеочередной аттестации он представляется в обязательном порядке. Второй документ – удостоверение об аттестации, который знаком имеющим свидетельства о допуске на особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства. Ранее мы требовали наличие данных удостоверений, однако теперь он указан обособленно в перечне документов.

Изменения претерпели и Правила саморегулирования «Требования к страхованию членами НП «СКС» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства».

– Связано это с внесением изменений в статью 60 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой с 1 июля 2013 года изменен механизм и характер ответственности саморегулируемой организации за деятельность своих членских организаций в случае причинения вреда вследствие недостатков строительных работ, – отметила руководитель Контрольно-правового комитета НП «СКС» Антонина Бранчукова. – В частности, статьей заменен механизм субсидиарной ответственности на солидарную. Раньше СРО лишь дополнительно несла ответственность по обязательствам своих членов за причинение вреда вследствие недостатков выполненных работ. Теперь же у нас равная ответственность. Мы можем компенсировать причиненный вред либо в полном объеме за членскую организацию, либо в равных частях. В связи с этим потребовалось внести соответствующие изменения в Требования по страхованию.

В частности, в пункте 1.5 расширен перечень терминов, которые используются в Требованиях. Из новых – «объект капитального строительства». Его расшифровка полностью соответствует определению этого термина в Градостроительном кодексе РФ. Другие новые термины: «территория страхования», «субъекты страхования», «выгодоприобретатель». Последний термин детализирован.

К выгодоприобретателям причислены потерпевшие лица, регредиенты, солидарные со страхователем должники и страховые организации, которые застраховали ответственность регредиентов, солидарных со страхователем должников по соответствующим требованиям. Потерпевшие – это физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, которым причинен вред. Регредиенты – это собственники здания, сооружения, концессионеры, застройщики, технические заказчики, возместившие в соответствии с законом РФ потерпевшим вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства и выплатившие компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии со статьей 60 Градостроительного кодекса РФ, и имеющие право обратного требования (регресса) в размере возмещенного ими вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к страхователю, выполнившему строительные работы.

Одновременно даны определения терминов: «собственник здания, сооружения», «концессионер», «застройщик» и «технический заказчик». Они полностью соответствуют терминологии Градостроительного кодекса РФ.

– Еще один новый термин – «солидарные со страхователем должники». СРО и ее члены теперь вместе несут солидарную ответственность. Но помимо нас согласно частям 5 и 11 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ есть иные лица, которые вместе с нами в силу различных обстоятельств будут нести солидарную ответственность. Это организации, которые провели экспертизу (как государственную, так и негосударственную) инженерных изысканий, проектной документации, Российская Федерация, субъект РФ, – отметила Антонина Бранчукова.

Новое понятие – «компенсация сверх возмещения вреда» обозначает, что помимо основного размера причиненного вреда ответственное лицо обязано выплатить компенсацию сверх этого возмещения в размере от 1 до 3 млн. рублей в зависимости от вида причиненного вреда. Необходимо отметить, что данная компенсация выплачивается лишь в случае причинения вреда жизни и здоровью физических лиц.

Также вводятся понятия: «ретроактивный период», «убытки», «регрессное требование» и «суброгация». На последнем термине руководитель КПК НП «СКС» заострила внимание членских организаций особо:

– Если страховая организация, которая застраховала вашу гражданскую ответственность, выплачивает страховое возмещение потерпевшему, она вправе по общему правилу предъявить часть данного возмещения к СРО. Всем страховщикам в связи с этим Партнерством рекомендовано включать в договор пункт об отказе на право суброгации, а страхователям – членам СРО быть внимательными в этом вопросе при заключении договора страхования.

Что касается Общих требований к договору страхования гражданской ответственности, то они остались преимущественно теми же. Изменения лишь в том, что в тексте договора страхования должны появиться субъекты страхования, перечисленные ранее.

Ввели также норму, которая утверждает необходимость подписания договора уполномоченными лицами. Дело в том, что на практике часто бывают случаи, когда договор подписывается не уполномоченными на то лицами. В результате это может привести к признанию такого договора страхования недействительным и как следствие к отказу в страховой выплате.

Введено четкое определение того, что такое территория страхования. Под ней понимается вся территория Российской Федерации. Необходимость прописать этот нюанс была вызвана тем, что некоторые страховщики ограничивали территорию страхования территорией застройки объекта капитального строительства. К тому же свидетельство о допуске НП «СКС» согласно закону действует в границах РФ.

В разделе 3 «Требования к определению объекта страхования» расширено понятием объекта страхования в связи с тем, что появились четыре группы выгодоприобретателей. В разделе 4 «Требования к определению страхового случая, к установлению исключений из страхового покрытия» по аналогичным причинам расширяется понятие страхового случая. Тут же, в пункте 4.3, приведены исключения из страхового покрытия. Они те же, только сделано уточнение из гражданского законодательства о том, что страховщик освобождается от страховой выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего лица, если вред причинен по вине ответственного за него лица, но имеет право предъявить лицу, умышленно причинившему вред, регрессивное требование о возврате выплаченной суммы страхового возмещения.

Помимо этого пункт 4.4 вводит новую норму, которая касается обязанности членов уведомлять СРО о наступлении всех страховых случаев. В течение трех рабочих дней с момента наступления страхового случая.

Также Антонина Бранчукова отметила, что неоднократно возникала неопределенность в части расчета страховой суммы:

– Мы решили ликвидировать эту неясность, введя в пункт 5.2 «Требования к определению страховой суммы» новый абзац: «При отсутствии указанных в настоящем пункте документов расчет минимального размера страховой суммы производится исходя из общего объема выручки страхователя за год, предшествующий календарному году, в котором заключается договор страхования гражданской ответственности».

В разделе 6 «Требования к выплате страхового возмещения» изменен срок выплаты страхового возмещения с 10 рабочих дней с момента составления страхового акта на 30 рабочих дней с момента представления полного пакета документов, необходимых для подтверждения факта наступления страхового случая и размера причиненного вреда.

В пункте 6.5 также изменился срок, в течение которого члены обязаны возобновить размер страховой суммы в случае осуществления выплат по договору страхования – с трех на 10 рабочих дней.

В пункте 7.3 произведено уточнение о сроках начала действия договора страхования. Теперь указано, что в случае вступления в СРО и получения свидетельства о допуске (внесения изменений) начало действия договора страхования (изменений и дополнений к нему) должно быть определено не позднее даты выдачи СРО страхователю свидетельства о допуске.

Для закрепления принципа непрерывного действия договора страхования в пункте 7.5 появилась новелла, согласно которой при заключении нового договора страхования, когда истекает срок действия старого договора, не должно быть разрыва между ними. То есть действие нового договора страхования должно начинаться не позднее дня, следующего за днем прекращения действия предыдущего договора страхования. Сведения об изменениях в этой области нужно предоставлять в СРО не позднее чем в течение трех рабочих дней с момента прекращения действия старого договора.

В разделе 8 «Требования к определению порядка заключения, изменения договора страхования гражданской ответственности и прекращения его действия» прописано, что теперь члены СРО вместо оригинала могут представлять надлежащим образом заверенную копию договора страхования.

Что касается нормы, которая регламентирует досрочное расторжение договора, то член обязан обеспечить непрерывность действия договора, несмотря на это. Если же этого не получается сделать, то следует устанавливать ретроактивный период в договоре, чтобы деятельность была застрахована и в таких обстоятельствах.

– Изменения, внесенные в статью 60 Градостроительного кодекса РФ, ставят под удар компенсационные фонды СРО, – дополнил выступление коллеги председатель Совета НП «СКС» Антон Глушков. – И введение понятия суброгации при действующей страховке делает нелогичным в принципе механизм страхования гражданской ответственности застройщиков. Идея теряет смысл. Накануне в Госдуме РФ во втором и третьем чтениях рассматривали поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые вновь возвращают субсидиарную ответственность. В итоге вся система саморегулирования становится с ног на голову.

Понимая всю сложность ситуации, членские организации НП «СКС» единогласно поддержали идею о внесении изменений в соответствующие внутренние документы СРО.

Отметим, что документы вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их принятия Общим собранием членов саморегулируемой организации (ч. 13 ст. 55.5 ГСК РФ). В то же время следует учитывать, что согласно ч. 5.1 ст. 55.18 ГСК РФ в случае непоступления в саморегулируемую организацию предписания об устранении саморегулируемой организацией выявленного нарушения требований настоящего Кодекса при принятии ею решений, и уведомление о которых получено органом надзора за саморегулируемыми организациями, в течение десяти дней со дня получения органом надзора указанных уведомлений такие решения считаются вступившими в силу.

Жизнь по стандарту откладывается

ОСЧ 18.12.2013-2Следующим вопросом для обсуждения членскими организациями стало вступление в силу стандартов НП «СКС», утвержденных решением Общего собрания от 29 ноября 2912 года (Р 011 НОСТРОЙ 1.1-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 1.0-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 1.1-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 2.33.6-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 2.33.13-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 2.33.14-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 2.33.51-2012; СТО 011 НОСТРОЙ 2.33.52-2012 и СТО 011 НОСТРОЙ 2.33.53-2012). Напомним, в прошлом году членами Партнерства было принято несколько стандартов СРО, касающихся организации работ на строительной площадке – от начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию. Назначение действия этих стандартов заключается в упрощении системы взаимодействия строителей с органами государственного надзора, конкретизация отдельных моментов, например, при сдаче объекта в эксплуатацию, которые неясно описаны в законодательстве. Стандарты НОСТРОЙ, принятые НП «СКС» методом прямого применения, должны вступить в действие с 1 января 2014 года. Но возникли некоторые сложности.

– Статус стандарта СРО в правовом пространстве еще до конца не определен, – пояснил Антон Глушков. – И введением в действие этих стандартов мы некоторым образом дискриминируем права наших членских организаций по сравнению с другими компаниями, которые работают на рынке. Поэтому пока стандарты не будут приносить определенной пользы нашим членам, считаем, что их вступление на данный момент нецелесообразно. Предлагаем отложить вступление в силу стандартов до 1 января 2015 года, чтобы не усложнять жизнь членским организациям в данных экономических условиях.

Надо отметить, что внедрение отраслевых стандартов активно обсуждаются на всех уровнях. В частности, министерство строительства и архитектуры Красноярского края провело ряд совещаний. Актуальность темы связана еще и с процессом вступления России в ВТО. Безусловно, в этой связи стандарты необходимы, но так как присоединения страны к Всемирной торговой организации затягивается, и ряд документов еще не до конца не проработан, в частности, документы, которые регламентируют тарифы на политику в области строительных материалов.

Наш регион не единственный, кто озабочен таким положением вещей. Несколько субъектов федерации и Национальное объединение строителей подписали даже соглашение о применении стандартов в регионах. Но, как подчеркивают эксперты строительной отрасли, пока статус этих документов не позволяет использовать их в качестве аргументов для отстаивания позиции в суде. И судебная практика, которая сложилась в России, свидетельствует, что стандарты не принимаются в расчет, поскольку являются пока документами внутреннего пользования.

Никаких официальных разъяснений, распоряжений относительно действия стандартов нет, несмотря на то, что отдельные СРО в России приняли такие стандарты. Конечно, нет проблемы в том, что эти документы могут начать применяться строителями с 1 января 2014 года, но только органы государственной власти не видят никакого нормативного документа, который бы говорил о том, что внутренние документы СРО являются обязательными для них. Закон о техническом регулировании, Постановление № 87 «О составе проектной документации» и ввод готового объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией, которая прошла экспертизу, – именно эти документы являются ориентиром для власти.

В результате на внеочередном Общем собрании членских организации НП «СКС» было решено отложить вступление стандартов до 1 января 2015 года, а Исполнительному органу НП «СКС» в первом квартале 2014 года проработать совместно с администрацией Красноярского края, Законодательным Собранием вопрос о применении на территории края стандартов Национального объединения строителей с их обязательным применением контрольно-надзорными органами и саморегулируемыми организациями Красноярского края, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство.

На пользу дела

После рассмотрения правовых аспектов работы строителей Общее собрание перешло к финансовому блоку.

– Исходя из практики работы с нашими членскими организациями, мы решили в расходной части нашего бюджета на 2014 год внести небольшие перераспределения, – обозначил председатель Совета Правления НП «СКС» Антон Глушков. – Часть средств планируется направить на увеличение числа обучающих профессиональных семинаров для представителей членских организаций. Первым проектом, который мы намерены реализовать, большой семинар, посвященный Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предварительный срок проведения – первый квартал 2014 года.

Продолжая финансовую тему, руководство Партнерства затронуло и менее приятную ее сторону – долги. Финансовая дисциплина членов НП «СКС» улучшилась, но тем не менее сумма задолженности по членским взносам значительная. В числе злостных неплательщиков оказалось 18 организаций. Но 16 компаний успели представить гарантийные письма о погашении задолженности до конца января 2014 года, а вот две компании – «Строймонтажпартнер» и «Сибирская производственно-монтажная компания» – пропали из поля зрения Партнерства. На связь не выходят руководители предприятий, по указанным в документах адресам таких компаний нет. А между тем у них большие долги. И при этом, по данным СРО, эти компании за последний квартал вели работы. В результате участники собрания решили не рисковать компенсационным фондом и бизнес-репутацией и проголосовали за исключение недисциплинированных коллег из состава НП «СКС».

Выйти из-под удара

Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края подумала и еще об одном финансовом риске, набравшем актуальность в последние дни. Дело в том, что несколько российских коммерческих банков были лишены лицензии, в результате чего компенсационные фонды 36 строительных СРО (из 260) оказались утраченными.

– Депозиты СРО являются депозитами юридического лица, а средства юрлица являются средствами третьей очереди возмещения. И в рамках банкротства кредитных учреждений шансы вернуть средства, размещенные в банках, нулевые, – пояснил Антон Глушков. – На последнем совещании в НОСТРОЙ была сформулирована следующая рекомендация: «в сложившейся ситуации было бы правильнее разместить средства компенсационного фонда в банках с государственным участием. Процент более низкий, но зато степень доверия значительно выше». Решение непростое и спорное, поэтому мы вынесли этот вопрос на обсуждение Общего собрания.

Членские организации СРО согласились с важностью обеспечить безопасность средств компенсационного фонда и поддержали идею о поиске нового финансового учреждения, доля государственного участия в котором будет не менее 30%.

Отметим, что НОСТРОЙ направил в адрес председателя Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной письмо, где сформулированы экономические обоснования того, что средства компенсационных фондов СРО не являются фактически депозитом юридического лица и правильнее рассматривать специальный режим для очереди возмещения средств компенсационного фонда, размещенного в банке.

Пора быть активными

В заключение Антон Глушков еще раз обратился к участникам собрания с просьбой быть активными и не забывать о возможностях проведения законодательных инициатив с мест. В частности, большую помощь в этом плане обеспечивает работа Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере законодательства при НОСТРОЙ. В 2013 году Советом было рассмотрено 47 законопроектов, представленных на рассмотрение в Государственную думу РФ, на 40 Советом подготовлены экспертные заключения и направлены в различные органы государственной власти. И по 14 документам из них уже получены положительные отклики. Замечания экспертов Совета учтены в текстах этих документов при рассмотрении в Госдуме.

– На сайте НП «СКС» появится план по работе на первое полугодие 2014 года Экспертного совета, – обратил внимание Антон Глушков. – Хотелось бы, чтобы члены приняли активное участие в обсуждении профессиональных вопросов, направляли нам свои предложения, соображения относительно рассматриваемых документов.

О других темах, которые были затронуты на Общем собрании членов НП «СКС» читайте в первых номерах газеты «Проекты Красноярья» в 2014 году.

Варвара Седельникова


Дата публикации: 24.12.2013 09:44