Ресурсный метод будет внедряться в два этапа, а за бойкот ФГИС ЦС — штраф.
Ввести ресурсный метод ценообразования в строительстве одноэтапно и одномоментно не представляется возможным — такое заявление сделали представители Главгосэкспертизы России на круглом столе «Реформа ценообразования. Формирование цены строительства в новых условиях». Круглый стол прошел в рамках деловой программы выстави «Отечественные строительные материалы».
Председательствовала на круглом столе заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова.
Реформа системы ценообразования выходит на новый виток развития, и теперь даже много раз недобрым словом помянутая ФГИС ЦС будет развиваться так, чтобы это было удобно строительному комплексу, а не ломать строителей и производителей под себя, заверили представители Главгосэкспетизы, а также рассказали, как будет внедряться ресурсный метод по новому плану. В ходе двухлетней работы по проведению реформы ценообразования и попыток довести до надлежащего рабочего состояния ФГИС ЦС стало понятно, что к 25 мая 2019 года завершить все эти преобразования не получится.
В итоге Минстрой России разработал «дорожную карту» и ряд проектов постановлений и приказов, которые вводят переходный период с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования. Этот переход продлится до 2022 года, и к этому же моменту ФГИС ЦС должна быть наполнена существенным массивом качественной информации о стоимости строительных ресурсов.
Реформа разворачивается в сторону здравого смысла
Об изменениях в подходах к наполнению ФГИС ЦС рассказал заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков. Поскольку за полтора года работы информационной системы в нее поступило гораздо меньше информации о стоимости строительных ресурсов, чем должно было быть, разработчики решили поменять сам принцип предоставления этой информации. Теперь средневзвешенная цена стройматериалов будет рассчитываться не только по себестоимости от производителя, но и с учетом цен торговых домов и официальных дилеров, а также цен на рынке конкретного региона. Стоит напомнить, что и строители, и инженеры-сметчики два года доказывали необходимость такого подхода, но до последнего времени Минстрой в лице замминистра Хамита Мавлиярова упирался всеми руками и ногами, и только после его увольнения и прихода замминистра Дмитрия Волкова ситуация начала разворачиваться в сторону логики и здравого смысла.
Сейчас же говорить о качестве и объективности внесенной во ФГИС ЦС информации не приходится, поскольку из 8000 зарегистрированных в ней компаний данные предоставляют чуть более 2000, а в целом размещены цены не более чем на 12% строительных ресурсов. При этом в системе обнаруживается довольно много ошибок и разночтений: не сходятся единицы измерений продукции, а цены в соседних регионах могут различаться в разы. Так что прежде, чем говорить об использовании цен из этого ресурса, особенно при формировании сметной стоимости объектов госзаказа, нужно тщательно проверить всю информацию и привести ее в порядок, а также подтянуть новые источники информации.
Еще один шаг, который предполагается сделать в ближайшее время, — связать ФГИС ЦС с федеральной информационной системой Минпромторга, а также создать общую для всех министерств и ведомств базу строительных сметных нормативов.
Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев развил тему реформы ценообразования и весьма подробно рассказал о том, каким образом теперь будет работать ФГИС ЦС. Он напомнил, что система была создана Главгосэкспертизой России в весьма короткие сроки и за довольно небольшие деньги, она работает и позволяет обеспечить сбор, обработку, размещение и хранение информации. Кроме того, постепенно в ней будут размещены все нормативные документы, которые необходимы сметчику для того, чтобы быстро и объективно посчитать сметную стоимость строительства. На сегодняшний день там размещены актуализированные сметные нормы, методические документы по определению сметной стоимости строительства, классификатор строительных ресурсов, сформированный с участием представителей отраслевых ассоциаций, а также перечень компаний, которые должны предоставлять цены на свою продукцию.
Сейчас система работает только на вход, практически без сбоев, информация в нее поступает, но на выходе пока ничего нет. Заработать в полном объеме система должна была 25 мая 2019 года, но сейчас понятно, что срок этот нереален. Поэтому в настоящий момент обсуждается проект постановления Правительства, где эта дата будет сдвинута на 1 января 2022 года.
Главная составляющая часть ФГИС ЦС — это классификатор строительных ресурсов, и от того, насколько качественно он будет сформирован и понятен производителям, зависит достоверность и объективность сметных цен, которые будут использованы при формировании стоимости строительства объекта. Сейчас классификатор содержит 109970 позиций, причем в него постоянно вносятся изменения, в том числе по итогам работы с отраслевыми ассоциациями производителей стройматериалов. В конце 2018 года вместе с МГСУ была завершена работа по приведению в соответствие наименований и характеристик в классификаторе с ГЭСН. В марте 2019 года Минстрой планирует своим приказом утвердить и новую элементную сметную базу, и классификатор, который будет ей соответствовать.
Что касается наполнения ФГИС ЦС данными о стоимости ресурсов, то без изменения методологии мониторинга ценообразования полноценно она работать не будет. Поэтому заявлен поэтапный переход сначала на ресурсно-индексный метод, где будут спускаться индексы к каждому элементу отдельно, а с 1 января 2002 года должен заработать ресурсный метод, где будут учитываться не средневзвешенные цены, а цены предложения от производителей и импортеров. Такой разворот в сторону здравого смысла стал возможен потому, что при нынешнем подходе выявилось очень много негативных последствий по результатам анализа тех ценовых показателей, которые сегодня размещены во ФГИС ЦС. Ведь, помимо низкой наполняемости системы, еще более серьезную проблему составляет качество предоставляемой туда информации. Если брать регионы с развитой строительной отраслью и стройиндустрией, например, Московскую область, то данные во ФГИС ЦС получаются существенно выше того, что есть на реальном рынке. А на Северном Кавказе, в Чечне ситуация прямо противоположная — там цены во ФГИС на 30-40% ниже, чем реально можно купить стройматериалы на рынке. Такое стало возможным из-за того, что из мониторинга были исключены дилеры и торговые дома, а информация берется только по конкретному региону. Поэтому без существенного изменения нынешних алгоритмов сбора информации и без введения ответственности производителей за достоверность представляемой информации система полноценно работать не будет.
Для того чтобы ФГИС ЦС все-таки наполнялась качественной информацией, Главгосэкспертиза и Минстрой России предлагают ввести административные наказания для производителей (штрафы, и весьма немалые) не только за непредоставление информации о ценах производимой продукции, но и за то, что эта информация будет ненадлежащего качества или не соответствовать действительности. А чтобы подстегнуть производителей к этой работе, Минстрой предлагает все стройматериалы, которые не внесены во ФГИС ЦС, с точки зрения объектов госзаказа считать контрафактными и запретить к применению.
Однако все не так критично, как может показаться на первый взгляд: органы власти готовы, наконец, повернуться лицом к рынку и выслушать мнение производителей стройматериалов. «Мы должны сделать механизм, адаптированный к сложившемуся рынку, а не пытаться рынок строительной индустрии подстроить под те механизмы, которые мы написали в постановлении», — резюмировал С. Лахаев.
ФГИС ЦС — ориентир, а не догма
Нужно сказать, что производители весьма скептически настроены к работе Главгосэкспертизы и ее детища — ФГИС ЦС, о чем и высказались в ходе круглого стола. По мнению профессионалов, эта система толкает их на отступление от ГОСТов и упрощение процессов производства, иначе цена их продукции будет выше заявленной в системе, где выводится средняя цифра между ответственным производителем и «гаражным» производством. Кроме того, Минстрой подчас не торопится вносить изменения в различные разделы классификатора строительных ресурсов: так, проект приказа на изменение классификатора по теплоизоляционным материалам лежит в Минстрое без движения с июня 2018 года.
Кроме того, не стоит забывать, что на основе ФГИС ЦС будет формироваться максимальная начальная цена контракта, и, следовательно, она уже будет достаточно низкой и усредненной. А потом в ходе торгов идет снижение цены на 25-30%, и в итоге реально построить качественный объект за заявленную стоимость практически невозможно. Об этом очень подробно говорила в своем выступлении руководитель рабочей группы Минстроя России по вопросам методологии определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование Ольга Гаращенко. По ее словам, вся реформа системы ценообразования возникла из-за убеждения Правительства России в том, что цены на строительство в стране сильно завышены, и ФГИС ЦС поможет их снизить. Однако такой посыл вызывает очень большие сомнения — в целом рентабельность строительства снизилась уже до 2-3% и иногда переходит в отрицательные значения.
На самом деле реформа должна состоять в том, чтобы не минимизировать и без того невысокую цену, а начать учитывать в ходе выбора подрядчика его опыт, материальную базу, репутацию и так далее. Нематериальные критерии должны начать превалировать над минимальной ценой контракта, потому что сейчас в результате применения закона 44-ФЗ получается не экономия средств, а строительные продукты весьма низкого качества, которые требуют огромных денег на последующую эксплуатацию и ремонты.
Поэтому профессиональное сообщество представило свои предложения Минстрою России, чтобы в законе 44-ФЗ были изменены весовые категории, которые позволят соблюсти баланс минимальной цены и качества. А в целом все беды строительного госзаказа идут от того, что здесь полностью нарушены рыночные отношения и создана ситуация, когда госзаказчик, вопреки рынку, диктует свои условия подрядчику. Поэтому ФГИС ЦС нужна для того, чтобы формировать ориентировочную стоимость строительства, но эта цена никак не может быть начальной максимальной ценой контракта.
Нужно сказать, что представители Главгосэкспертизы спокойно и серьезно восприняли всю критику, прозвучавшую в адрес явно затягивающейся реформы и, возможно, впервые за два года высказали полную готовность работать в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом.
Источник Агентство новостей Строительный бизнес
Дата публикации: 21.02.2019 15:55