Саморегулирование: от становления к развитию
Несмотря на свою молодость, саморегулирование состоялось как правовой и экономический факт. Это утверждение с начала 2012 года (по традиции подведение итогов, анализ успехов и промахов, обобщение результатов работы в году предыдущем проводится в первые два месяца года наступившего) не раз звучало в выступлениях, отчетах, докладах руководства страны и отраслевых ведомств. Важно отметить, это не просто красиво звучащая фраза - это вывод, подтвержденный результатами мониторинга. Оценку состояния механизмов саморегулирования и складывающейся правоприменительной практики в отдельных отраслях экономической деятельности провел комитет по вопросам собственности совместно с Минэкономразвития.
В связи с вызовами времени и усложнением общественных связей президентом, правительством страны постоянно подчеркивается необходимость создания благоприятных условий для развития рыночной экономики, повышения ее инвестиционной привлекательности. Достичь этой цели можно как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для организации профессиональных сообществ, основанных на принципах самоорганизации и обеспечивающих самостоятельную выработку необходимых требований к ведению бизнеса, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам Формирование профессиональных сообществ в виде саморегулируемых организаций за прошедшие три года набрало приличный темп. В ходе парламентских слушаний в Государственной Думе о законодательном обеспечении СРО в России заместитель министра экономического развития Олег Фомичев привел цифры, говорящие о масштабах. Так, по состоянию на 15 мая 2012 года, в РФ зарегистрировано 926 СРО, из них 666 СРО - в отраслях, в которых членство бизнеса в саморегулируемой организации обязательно. Число строительных СРО (данные реестра Национального объединения строителей) - 241, в них состоят 81 234 организации.
Нужна доработка
Становление и закрепление института регулирования деятельности профессиональной общественностью за три года выявило немало спорных моментов в законодательной основе саморегулирования. Такие «неясности закона» не только сказывались на начальных этапах работы СРО, но и позволили появиться такому паразитирующему на разумной идее явлению, как коммерциализированные СРО. Яркий пример борьбы с этим явлением в лице НОСТРОЙ сегодня демонстрируют строительные СРО. Строители, ставшие пионерами российского саморегулирования, активно борются не только за внесение правок в действующие нормы закона, которые защитят бизнес от любителей заработать на продаже воздуха, но и работают над совершенствованием норм технического регулирования.
Свои предложения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Национальное объединение представило на обсуждение на парламентских слушаниях. 17 мая в разговоре на тему «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития» приняли участие члены Совета Федерации, фракций и комитетов Государственной Думы, представители министерств, курирующих саморегулирование, Счетной палаты, Росреестра, представители национальных объединений СРО, крупнейших саморегулируемых организаций, экспертного сообщества и широкой общественности.
Общее мнение представителей саморегулирования высказал один из участников встречи, вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев:
- Законопроект должен, в первую очередь, мотивировать профессиональное сообщество разрабатывать стандарты и этические нормы, а не подготавливать почву для появления недобросовестных национальных объединений СРО. Действующий 315-ФЗ не позволяет эффективно развивать добровольное саморегулирование. С принятием закона у бизнеса появилась возможность объединяться в саморегулируемые организации, но дальнейшего развития норм, которые могли бы стимулировать профессиональные сообщества создавать СРО, не произошло. Представляется, что изменения в законодательстве должны быть направлены на решение в том числе и этой задачи.
Заместитель министра экономического развития Олег Фомичев отметил, что законопроект об изменениях в базовый закон СРО был внесен в Госдуму депутатами еще в 2008 году. Но многочисленные дискуссии и разногласия потребовали длительной детальной доработки. И даже вариант документа, который планируется внести на осеннюю сессию Госдумы во втором чтении, тоже будет переработан.
- Новая версия устанавливает более жесткие рамки и правила работы СРО. В нем прописывается, что отраслевые законы определяют только особенности работы СРО, но не могут противоречить требованиям базового закона, - сказал Фомичев.
Кроме того, детализируется понятие стандартов, понятие того, что в этих стандартах должно содержаться.
- Детализируются требования к открытости информации СРО. Еще там есть целый ряд новелл, которые позволят консолидировать этот институт, - сказал заместитель министра. - Минэкономразвития возлагает большие надежды на СРО как альтернативу госрегулирования. Надо найти способ, чтобы повысить доверие к СРО, к их способности быть эффективной заменой госрегулированию. При этом при разработке поправок надо не допустить дискредитации этого института, размывания ключевых его признаков, которые мы в ряде случаев, к сожалению, наблюдаем.
Сославшись на результаты анализа сайтов и документов саморегулируемых организаций, заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев заявил, что согласно отраслевым законам саморегулируемыми организациями могут называться не только институты, отдаленно относящиеся к саморегулированию, но и структуры, которые решают собственные локальные задачи на рынке.
- Между тем СРО должны обладать несколькими неотъемлемыми признаками. Это единые стандарты и правила игры, контроль над их выполнением и применение санкций за их нарушение, имущественная ответственность перед третьими лицами, открытость информации, работа с жалобами и внесудебное регулирование споров. Отказ от любого из этих атрибутов создает проблему, - подчеркнул Фомичев, мотивируя необходимость определенной кодификации законодательного регулирования деятельности СРО.
Как можно унифицировать деятельность организаций обязательного саморегулирования из абсолютно разных сфер, деятельность которых регламентируется отраслевым законодательством, он не уточнил, но заметил, что СРО имеет все объективные возможности снизить уровень коррупции и количество административных барьеров в экономике.
Специфика сфер и разница мнений
В свою очередь, глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов отметил, что отсутствуют единые подходы к получению статуса СРО, нет определения квалифицирующих требований к СРО, правовому статусу, полномочиям и принципам образования органов СРО. Кроме того, отсутствует единый государственный орган, отвечающий за ведение государственного реестра СРО. По его словам, анализ уровня развития институтов саморегулирования и состояния отраслевого законодательства в этой области подвигает законодателей к работе по кодификации законодательных норм.
- Нужно детализировать нормы, имеющие принципиальное значение для развития этого института, и устранить правовые противоречия. Так мы сможем предотвратить действительную дискредитацию саморегулирования, - уверенно заявил Гаврилов.
В числе направлений, требующих кодификации, в выступлениях назывались процедуры получения статуса СРО и его прекращения, уточнение правового статуса саморегулируемых организаций и порядок контроля за обязательными СРО со стороны государства, включая создание единой методологии ведения реестров СРО и проведения контрольных и надзорных мероприятий. Бесспорно и то, что любые поправки в закон должны вноситься лишь исходя из реальных нужд профессионального сообщества. Практический опыт внедрения саморегулирования доказал оправданность существенных отличий систем саморегулирования в различных сферах, которые развиваются с учетом специфических отраслевых особенностей.
Действительно, по одной схеме регулировать деятельность строительных СРО и, скажем, СРО в сфере туризма крайне затруднительно. Поэтому, по мнению экспертов, недопустима унификация законодательства о саморегулировании в области стандартизации: ряд сфер предпринимательской деятельности подпадает под действие законодательства о техрегулировании, которое определяет институт стандартов СРО в качестве документов, устанавливающих требования в области безопасности. Унификация в отдельных аспектах деятельности СРО была бы целесообразна, однако определить перечень таких аспектов можно только на основании тщательного анализа практической деятельности саморегулируемых организаций.
Заместитель министра регионального развития Илья Пономарев, согласившись с необходимостью определения общих требований к СРО, заявил о «категорической невозможности» отказа от учета отраслевой специфики, добавив при этом, что глава по саморегулированию выглядит в Градостроительном кодексе неким инородным документом.
- Во многих отраслях есть достаточно серьезная специфика, и в первую очередь это касается проектирования и строительства, - отметил он. - Проблем видим много, цели кодификации, безусловно, поддерживаем, но в ее рамках хотелось бы и с терминологией, и с понятиями, и со сферой регулирования детально разобраться.
Позицию Национального объединения строителей отстаивал вице-президент Виктор Опекунов. В своем выступлении он рассказал о необходимости ужесточения контроля деятельности СРО и искоренения явлений коммерциализации саморегулирования.
- Мы должны либо выстроить еще более серьезную и действенную систему государственного регулирования и надзора над СРО, либо пойти на шаг передачи этих функций профессиональному сообществу, с возложением на него ответственности за порядок в деятельности СРО. Естественно, наделив необходимыми полномочиями Национальное объединение, - сказал он.
Относительно корректировки 315-ФЗ Виктор Опекунов отметил, что принимать законопроект в ныне существующем виде «было бы ошибочным», и указал на необходимость его постатейной тщательной проработки.
Большая часть выступавших представителей уже созданных и действующих СРО крайне негативно отзывались о пересмотре соотношения базового и специального законодательства о саморегулировании и настаивали на сохранении рамочного характера 315-ФЗ. Вице-президент Национального объединения проектировщиков Юлия Илюнина в своем выступлении отметила, что текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, имеет концептуальные отличия от текста, принятого в первом чтении.
- Изменены практически все статьи, добавлены новые, и в таком виде он выходит на второе чтение, не пройдя широкого общественного обсуждения. Многие из нас являются членами рабочей группы в Российском союзе промышленников и предпринимателей и знают, что отношение к этому законопроекту там высказывалось достаточно негативное, - сказала она и выразила надежду на продуктивную совместную работу законодателей и общественности над законопроектом в рамках Экспертного совета при комитете Госдумы по вопросам собственности.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Александр Захаров передал в президиум заключение по проекту поправок в законопроект, подготовленное накануне слушаний Советом палаты по саморегулированию.
Остается надеяться, что мнение всех представителей профессиональных сообществ не останется без внимания парламентариев, тем более что, закрывая заседание, заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам собственности Антон Беляков заявил, что в целях защиты собственных интересов предпринимателям, представителям бизнеса необходимо принимать активное участие в законотворческой работе через прямое обращение в комитет, через участие в работе Экспертного совета, созданного при нем, а также через национальные отраслевые объединения.
- Комитет по сравнению с предыдущими созывами изменился: стало больше демократичности, больше желания общаться с профессиональным сообществом. Важно, чтобы это желание было взаимным и сообщество давало свои конкретные предложения, - подчеркнул Беляков.
По официальным итогам слушаний Правительству РФ рекомендовано доработать и согласовать с заинтересованными ведомствами поправки к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести их в Государственную Думу.
По материалам НОСТРОЙ и федеральных СМИ
Дата публикации: 29.05.2012 10:25