Новости > Съезд СРО: общие вопросы, новые задачи, полное взаимодействие


Весна-2012 для строительной отрасли России началась с юбилейного съезда всех саморегулируемых организаций страны. 1 марта в Колонном зале Дома Союзов в Москве на V Всероссийском съезде собрались около 900 представителей строительного сообщества – 223 делегата с правом решающего голоса (руководители и представители саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ), а также представители СРО с правом совещательного голоса и многочисленные гости. На съезде работали более 60 журналистов федеральных и региональных средств массовой информации.

Впервые актуальные вопросы работы комплекса обсуждались не внутренним кругом. Участниками полноценного разговора о задачах, проблемах, путях их совместного решения стали руководители исполнительных органов власти, Государственной Думы, Торгово-промышленной палаты России, Российского союза промышленников и предпринимателей. Их приветственные доклады содержали немало важной информации, данные, подкрепляющие тезисы о проделанной саморегулированием работе.

В режиме конструктивного диалога

Приветствуя участников съезда, вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак отметил роль саморегулируемых организаций. По его словам, за последние годы было многое сделано для того, чтобы строительная отрасль «зажила по-новому, задышала свободнее». Началась важная работа – освобождение строительства от избытка административных барьеров, и первым шагом в этой работе стала отмена процедуры лицензирование. В результате с введением института саморегулирования у государства появился партнер, а у строительного сообщества – свой представительный орган.
Вице-премьер поблагодарил Национальное объединение строителей за активную позицию в решении проблем отрасли, а также за детальную оценку, проработку существующей ситуации. Например, мониторинг и аналитический отчет об административных барьерах в жилищном строительстве, проведенный НОСТРОЙ совместно с Институтом города. Это исследование легло в основу поручений вице-премьера страны губернаторам.
Примечательно, что крайне редко исследования общественной или некоммерческой организации ложатся в основу официального поручения руководителей органов исполнительной власти. Тем не менее Минрегиону России и Минэкономразвития России предстоит проанализировать результаты мониторинга и внести соответствующие предложения об оптимизации предоставления госуслуг в градостроительной деятельности. К 15 мая эти министерства должны представить в Правительство России результаты оценки эффективности работы органов госвласти в регионах.
Напомним, мониторинг административных барьеров при строительстве жилья был проведен НОСТРОЙ в 43 крупных городах России. Выяснилось, что на прохождение всех согласительных процедур требуется от 450 до 1000 дней, при этом стоимость таких процедур колеблется от 4 до 25 млн. рублей. Федеральное законодательство регулирует только 300 дней из этого процесса, остальное – «творчество» муниципальных и региональных властей.
Однако не меньший интерес присутствовавших в Колонном зале был связан с ответами чиновников на конкретные вопросы, заданные участниками съезда. Дмитрий Козак в своем диалоге с залом неоднократно подчеркивал важность плотного взаимодействия власти и строительного сообщества на благо отрасли.
Так, на вопрос Александра Никулина из Воронежа о наделении Национального объединения строителей правом по контролю над коммерциализированными СРО, Дмитрий Козак ответил:
– Этот вопрос рассматривался неоднократно. Против такого права наделения административными функциями в отношении своих членов Нацобъединения выступали некоторые саморегулируемые организации. Мы пока не пошли на это. Прежде всего, потому, что в самом профессиональном сообществе должен быть необходимый уровень доверия органу, который представляет абсолютное большинство. Примечательно, что за два года существования НОСТРОЙ проводится уже пятый Всероссийский съезд. Это важно для того, чтобы выстроить систему взаимного доверия, чтобы ни у кого – ни у членов профессионального сообщества, ни у государства не возникало ни малейшего сомнения в справедливости решений, которые принимает съезд, не возникало сомнений, что органы Нацобъединения представляют интересы большинства строительных организаций. Думаю, что со временем будет принято такое решение о наделении полномочиями по справедливой очистке профессиональных рядов от жуликов, недобросовестных участников. Сегодня у НОСТРОЙ есть право при наличии информации о подобных фактах обращаться в государственные органы – Ростехнадзор, Прокуратуру. Готов дать поручение Правительству, Генеральной прокуратуре и т.д. принять жесткие меры в отношении тех, кто выдает фиктивные допуски.
Другой вопрос из зала был задан на предмет того, можно ли на базе крупных строительных компаний, имеющих собственную материально-техническую базу – лаборатории, оборудование, создать систему подготовки бакалавров до уровня специалистов-инженеров.
Вице-премьер предложил этот вопрос проанализировать на региональном уровне, если это консолидированная позиция съезда и строительных организаций. Тем более что эта тема актуальна для территорий, где есть реальная угроза потери центров начального профессионального образования. Проблему нужно решать при поддержке Минрегионразвития, Министерства образования и при активном участии саморегулируемых организаций, которые могут внести неоценимый вклад в обеспечение строительной отрасли кадрами.
Председатель Совета НП «СКС» Антон Глушков спросил у заместителя главы Правительства России, можно ли решить проблему развития объектов социальной сферы в местах массового жилищного строительства посредством формирования для регионов специальных фондов.
– Это, несомненно, приоритет, – подчеркнул Козак, – приоритет для муниципалитетов. Но они не обладают достаточными ресурсами, для того чтобы решать такую задачу. Необходимо наполнять муниципальные бюджеты с помощью дополнительных источников. Муниципальные органы власти крайне заинтересованы в том, чтобы обновлять социальную инфраструктуру жилых районов, поддерживать ее в соответствии с нормативами. Это очень сложная задача, поскольку финансовое благополучие российских муниципалитетов находится на разных уровнях. Вероятно, можно попробовать ее решить с помощью прямых дотаций.
Еще одна тема, связанная с решением проблемы кадрового обеспечения строительной отрасли, прозвучала в вопросе Сергея Недорезова из Екатеринбурга: считаете ли вы возможным внести в законодательство РФ изменения, которые позволили бы обеспечить трудоустройство молодых специалистов в строительную отрасль?
Дмитрий Козак вновь указал на сложность скорого решения проблемы:
– Обсуждается эта тема, но задача непростая. Наша строительная отрасль практически на 100% приватизирована, и распределять в частные организации молодых специалистов, которые учились за государственный счет, – это очень сложный механизм. Государство должно брать на обучение молодого человека и знать, что затем строительные компании возьмут его на работу. Мы прорабатывали эти вопросы. Много сложностей возникает по соблюдению условий приема на работу человека через пять лет после обучения. Поэтому правительство готово выслушать конкретные предложения со стороны строительных организаций.
Не могли строители не спросить у представителя руководства страны об изменениях в отношении системы государственного заказа и об участии НОСТРОЙ в формировании Федеральной контрактной системы.
Вице-премьер считает, что, конечно, необходимо привлечь строителей, проектировщиков, изыскателей к разработке этого закона:
– Совсем недавно договорились о том, что в нем должна быть специальная глава об особых требованиях к конкурсам, тендерам на проектирование и строительство объектов. Здесь масса особенностей. С одной стороны, много нареканий к 94-ФЗ по поводу того, что посредники, не имеющие ничего общего со строительством, но приближенные к коррумпированным чиновникам, решают итоги конкурсов. С другой – есть коммерциализированные СРО, выдающие допуски таким посредникам для участия в коррумпированных конкурсах. Поэтому нужно навести порядок профессиональным сообществам в собственных кругах, власти навести порядок и исключить коррупцию. Конкурсы должны быть максимально прозрачными, и на исполнение заказов должны приходить компании, которые реально могут это сделать. Предлагаю вместе поработать над Федеральной контрактной системой. Сегодня же дам соответствующее поручение, чтобы представители НОСТРОЙ вошли в состав рабочей группы по разработке соответствующей главы в законе.
Тему защиты интересов добросовестных строителей своим вопросом о том, возможно ли установление запрета на привлечение средств граждан застройщиками, не имеющими соответствующего имущественного обеспечения, продолжил Николай Коробченко из Ростова-на-Дону.
Ответ чиновника был однозначным:
– Мы не должны проходимцев, Остапов Бендеров, допускать к сбору средств граждан. Сбор средств должен очень жестко регулироваться банком. Если недостаточно механизмов такого контроля, давайте их внесем.

Поддержка отраслевого министерства

Не менее интересным было выступление министра регионального развития РФ Виктора Басаргина. Он привел впечатляющие цифры успехов строительного комплекса в 2011 году.
По словам министра, строительство демонстрирует опережающий рост по сравнению с другими отраслями экономики:
– Только за последний год его объемы выросли в 70 регионах. Площади введенных зданий увеличились на 8,1%, по нежилым зданиям рост составил 9,8%. Сегодня жилые дома составляют 81% всех построенных площадей. Мы вышли на максимальный объем введенных в РФ квартир начиная с 1989 года. В 2011 году было введено 788 тысяч квартир.
Министр рассказал участникам съезда, что накануне профессионального форума он встречался с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным, который сказал, что впервые за 100 лет мы находимся в условиях, когда в стране можно решить жилищную проблему.
В своем выступлении глава Минрегиона подчеркнул, что строительство серьезно поддержало рынок труда:
– За год почти на 200 тысяч выросла численность работников в строительстве. Учитывая, что одно рабочее место в сфере строительства поддерживает занятость до десяти человек в смежных отраслях, это очень серьезный результат. На десятки процентов возросло производство автокранов, лифтов, эскалаторов, бетономешалок и т.д., существенно возрос выпуск целого ряда изделий металлургической продукции.
За год число выданных разрешений на строительство выросло в 1,5 раза, саморегулирование объединило 143 тысячи предпринимателей и юридических лиц, численность работников которых достигла 3 млн. человек.
Относительно безопасности строительства и эксплуатации зданий Виктор Басаргин отметил, что идет работа по ужесточению требований:
– За прошлый год число происшествий и аварий сократилось на 12,8%, а количество погибших при выполнении строительных работ – на 15%.
В ходе выступления глава Минрегиона также озвучил приоритеты государства в этой сфере: обеспечение доступности современных эффективных технологий и надлежащим образом оформленных земельных участков, обеспеченных всем инфраструктурным комплексом, а также доступности финансовых ресурсов для производителя стройматериалов, застройщика и покупателя жилья. Кроме того, рассказал о продолжении ликвидации административных барьеров.
В конце выступления Виктор Басаргин выразил надежду на распространение инициативных начинаний саморегулируемых организаций: учреждение стипендий для учащихся строительных специальностей, патронаж над образовательными учреждениями, учреждение фондов по охране окружающей среды.
– СРО должно быть не сборщиком налогов на общественных началах и не контролером, нанятым на собственные деньги, а ключевым помощником в решении проблем строителей. Не сомневаюсь в данной конструкции отраслевого регулирования, но нам вместе предстоит многое сделать для ее максимальной эффективности. Победить коммерциализацию СРО, исключить торгующих допусками и уделить пристальное внимание совершенствованию законодательства о порядке выдачи допусков к работам, – подчеркнул министр.
На вопрос из зала: не собирается ли правительство вернуться к вопросу создания отраслевого министерства, глава Минрегиона России Виктор Басаргин ответил:
– Вопрос серьезный. Он прорабатывается. Выскажу свои представления. Если в этом видится простое предложение выделить из Министерства регионального развития строительную отрасль с полномочиями, которые есть у нас, то этого недостаточно. Это не приведет ни к каким серьезным изменениям. Я считаю, что строительное министерство может полноценно работать, если оно будет пронизывать всю отрасль. И полномочия Минрегиона, и те, что связаны с вопросами регулирования строительной отрасли, которые переданы и пожарному надзору, МЧС, ведомствам других министерств, а также стройнадзор. Вот тогда это будет полноценное министерство, которое будет реально регулировать отрасль. Почему от Ростехнадзора не передаются полномочия по контролю над саморегулированием в Министерство регионального развития? Вопрос практически согласован со всеми ведомствами, но принятие окончательного решения приостановлено до мая, когда появится новая структура Правительства РФ.


Дата публикации: 06.03.2012 09:47